Общая характеристика Конституции Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Основной закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ________5
0. Краткая конституционная история_______________________________5
0. Характерные черты и порядок изменения Основного закона. Конституционный контроль________________________________________8
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРГ_______________11
2.1. Основы конституционного статуса человека в ФРГ______________11
2.2. Особенности германского федерализма________________________16
2.3. Бундестаг и бундесрат_______________________________________18
2.4. Федеральный президент и Федеральное правительство___________21
2.5. Суд и местные органы Германии______________________________23
2.6. Федеральная счетная палата ФРГ______________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ_____33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

      Палату  возглавляет президент. Президент  и вице-президент избираются Бундестагом  и Бундесратом тайным голосованием без прений по предложению Федерального правительства сроком на 12 лет. Остальных членов этого органа назначает федеральный президент по предложению главы Счетной палаты.

      Задачей палаты, члены которой обладают независимостью судей, является проверка расчетов, рентабельности и правильности ведения бюджета и руководства экономикой; проверка отчета федерального министра финансов о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и государственного долга за текущий финансовый год, представляемого Федеральным правительством в Бундестаг и Бундесрат. Ежегодно Палата представляет Бундестагу и Бундесрату специальный доклад по поводу проведенной ею проверки. По мнению немецких авторов, по своему правовому положению Счетная палата приравнена к федеральному министерству, однако обладает полной самостоятельностью по отношению к правительству.

      Таким образом, граждане Германии обладают политическими, личными, социально-культурными правами, правами в области культуры и  обязанностями (обязательная воинская повинность, уплата налогов и т.д.).

      Важное  значение имеет разграничение предметов  ведения между Федерацией и землями, которых насчитывается в настояще время 16. За Федерацией закрепляются довольно широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации  относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны, денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п. На долю земель приходится в основном законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства, полицейских дел. Со второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями) сотрудничества и самокоординации.

      Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать  законом, должен получить одобрение  в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие  одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется. Бундесрат создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов.

      Главой  ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. Центральное  место в системе федеральных  органов власти ФРГ занимает Федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. На правительство возложены обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции.

      Судопроизводство  федерации ограничено деятельностью  Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель.

      Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов государственной власти, управления и правосудия.

      В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии - двухпалатный), формируемое им правительство, премьер-министр как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля.

      Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные  договоры друг с другом и согласованные  с центром договоры по экономическим и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате.

      Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению  земель.

      Федеральная счетная палата – высшее федеральное  ведомство, независимый орган финансового  контроля, подчиненный только закону. В рамках установленных задач Палата содействует Бундестагу, Бундесрату и Федеральному правительству в принятии ими решений.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Конституция Германии носит название "Основной закон", что было обусловлено рядом  обстоятельств:

      1) стремлением к объединению Германии; после объединения действие закона должно было распространиться на всю германскую территорию;

      2) временным характером его действия  – до вступления в силу конституции,  принятой свободным волеизъявлением  всего германского народа.

      Основной  закон относится к "жестким" конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата. Также  ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд.

      Граждане  Германии обладают политическими, личными, социально-культурными правами, правами  в области культуры и обязанностями (обязательная воинская повинность, уплата налогов и т.д.).

      Важное  значение имеет разграничение предметов  ведения между Федерацией и землями, которых насчитывается в настояще время 16. За Федерацией закрепляются довольно широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны, денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п. На долю земель приходится в основном законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства, полицейских дел. Со второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями) сотрудничества и самокоординации.

      Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется. Бундесрат создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов.

      Главой  ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. Центральное место в системе федеральных органов власти ФРГ занимает Федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. На правительство возложены обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции.

      Судопроизводство  федерации ограничено деятельностью  Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель.

      Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов государственной власти, управления и правосудия.

      В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии - двухпалатный), формируемое  им правительство, премьер-министр как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля.

      Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные  договоры друг с другом и согласованные  с центром договоры по экономическим  и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате.

      Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению земель.

      Федеральная счетная палата – высшее федеральное  ведомство, независимый орган финансового  контроля, подчиненный только закону. В рамках установленных задач  Палата содействует Бундестагу, Бундесрату и Федеральному правительству в принятии ими решений.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

  1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.  С. 430-443.
  2. Всеобщая история государства и права. Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. М., 2005.
  3. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" / Под ред. К.И. Батыра.- М.: Былина, 2006.
  4. Ильинский И.П. Система органов власти и управления ФРГ. М.: МГИМО, 1977. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидковой О.А. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  5. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.  С. 315.
  6. Договор об объединении Германии [электронный ресурс] режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Договор_об_объединении_ФРГ_и_ГДР
  7. Основной закон ФРГ [электронный ресурс] режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Основной закон ФРГ

Информация о работе Общая характеристика Конституции Германии