Обязательное медицинское страхование. Сравнительный анализ старого и нового законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………3
2. Система обязательного медицинского страхования по состоянию на 2010 год………………...4
3. Основные положения нового федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", принятого Госдумой 19 ноября 2010 г……………...…13
4.Сравнительный анализ старого и нового законов……………………………………………..…18
5. Недостатки нового закона об ОМС……………………………………………………………….20
6.Изменения законодательства, связанные с реформой системы обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………………………………22
7.Заключение………...………………………………………………………………………………..23
8.Использованная литература………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме :

«Обязательное медицинское страхование. Сравнительный             анализ старого и нового законов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………………………………3

2. Система обязательного  медицинского страхования по  состоянию на 2010 год………………...4

3. Основные положения нового федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", принятого Госдумой 19 ноября 2010 г……………...…13

4.Сравнительный  анализ старого и нового законов……………………………………………..…18

5. Недостатки  нового закона об ОМС……………………………………………………………….20

6.Изменения законодательства, связанные с реформой системы обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………………………………22

7.Заключение………...………………………………………………………………………………..23

8.Использованная  литература………………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Зарождение элементов  социального страхования и страховой  медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших  первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать  за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое  товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев  и страхованием жизни, появилось  в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О  медицинском страховании граждан  в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования  в нашей стране.

Обязательное  медицинское страхование - составная  часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным  шагом в попытке реформирования системы социального страхования  в России.

Все вышеперечисленное  можно отнести и к системе  обязательного медицинского страхования. Конечно, сразу добиться осуществления  данных целей очень трудно. Однако, несмотря на все проблемы, связанные  с внедрением в России обязательного  медицинского страхования, организационно эта система уже внедрена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Система обязательного медицинского страхования по состоянию на 2010 год.

Обязательное  медицинское страхование (ОМС), будучи составной частью государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам минимальный гарантированный  объем бесплатной медицинской и  лекарственной помощи. Его можно  определить как деятельность по защите здоровья населения, проводимую государством с целью оказания медицинской  помощи при наступлении страховых  случаев за счет накопленных денежных средств. 28 июня 1991 года был принят Закон  РФ № 1499-1 "О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации", который заложил основы обязательного  медицинского страхования граждан. Основной целью медицинского страхования  является гарантия гражданам при  возникновении страхового риска  получить медицинскую помощь за счет накопленных средств и финансировать  профилактические мероприятия.

Кроме того, цель обязательного медицинского страхования  также состоит в сборе и  капитализации страховых взносов  и предоставлении за счет собранных  средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных  размерах. Поэтому систему обязательного  медицинского страхования следует  рассматривать с 2-х точек зрения. С одной стороны, - это составная  часть государственной системы  социальной защиты (является частью системы  социального страхования). С другой стороны, обязательное медицинское  страхование представляет собой  финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения  и оплату медицинских услуг.

Обязательное  медицинское страхование носит  всеобщий характер. Статья первая Закона о медицинском страховании граждан  в РФ закрепляет право всех граждан  независимо от пола, возраста, места  жительства на получение медицинской  помощи на территории РФ в соответствии с базовой программой ОМС.

Правовыми основами обязательного медицинского страхования  являются:

- Конституция  Российской Федерации;

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  (Часть вторая, глава 48);

- Закон Российской  Федерации от 28.06.1991 года N 1499-1 «О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» и  законодательные документы, регулирующие  деятельность федерального и  территориальных фондов ОМС;

- Закон Российской  Федерации от 27.11.1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела  в Российской Федерации»;

- Федеральный  закон от 16.07.1999 года № 165-ФЗ  «Об основах обязательного социального  страхования»;

- Постановление  Правительства РФ от 23.01.1992 года  № 41 «О мерах по выполнению  Закона РСФСР «О медицинском  страховании граждан в РСФСР»;

- Типовые правила  обязательного медицинского страхования  граждан,

утвержденные  Федеральным фондом ОМС 03.10.2003 г. № 3856/30-3/и, и иные нормативно-правовые документы  федерального и территориального уровней  управления ОМС.

К субъектам  обязательного медицинского страхования  относятся страховые медицинские  организации (страховщики), страхователи, граждане (застрахованные), медицинские  организации (выгодоприобретатели).

Страховая медицинская  организация действует на основании  лицензии, и помимо обязательного  медицинского страхования имеет  право осуществлять только добровольное медицинское страхование.

Страхователями  по обязательному медицинскому страхованию  являются Филипков В.В. Особенности нормативного регулирования ОМС в Российской Федерации // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. - 2009. - № 1.:

- работодатели  и иные плательщики единого  социального налога, заключившие  договор обязательного медицинского  страхования со страховой медицинской  организацией;

- органы исполнительной  власти субъекта РФ, заключившие  договоры обязательного медицинского  страхования со страховой медицинской  организацией в отношении неработающего  населения, за исключением пенсионеров;

- Пенсионный  фонд РФ, заключивший договор  обязательного медицинского страхования  в отношении пенсионеров;

- Фонд обязательного  медицинского страхования России, в случае если плательщики  ЕСН, орган исполнительной власти  субъекта РФ, Пенсионный фонд  РФ не заключили договоры обязательного  медицинского страхования со  страховой медицинской организацией.

Плательщики ЕСН  заключают договор обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией. В такой  ситуации плательщик ЕСН получает налоговый  вычет по единому социальному  налогу в размере всей части ЕСН, уплачиваемой фондам обязательного  медицинского страхования. Размер страхового взноса, уплачиваемого плательщиком ЕСН по договору обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации, должен быть меньше размера части ЕСН, уплачиваемой фондам обязательного медицинского страхования, примерно на сумму, равную расходам фонда обязательного медицинского страхования на осуществление своих функций, в случае если фонд обязательного медицинского страхования в отношении с застрахованными такого плательщика ЕСН будет выступать страхователем. Взносы по договору обязательного медицинского страхования, уплачиваемые плательщиком ЕСН страховой медицинской организации, признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в размере всей суммы взносов.

У плательщиков ЕСН есть выбор - вместо заключения договора обязательного медицинского страхования и уплаты взноса страховой  медицинской организации плательщик ЕСН может просто уплачивать соответствующую  часть единого социального налога Фонду обязательного медицинского страхования России. В такой ситуации страхователем в отношении работников этого плательщика ЕСН и (или) его самого будет выступать Фонд обязательного медицинского страхования.

Застрахованные  получают полисы обязательного медицинского страхования непосредственно у  страховой медицинской организации. Исключением может быть ситуация, когда плательщик ЕСН, заключивший  договоры обязательного медицинского страхования, самостоятельно получает полисы в страховой медицинской  организации и передает их застрахованным лицам.

В случае если органы исполнительной власти субъектов РФ заключают договор обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией, они являются страхователями неработающего населения  за исключением пенсионеров.

Если органы исполнительной власти субъекта РФ не заключают договоры обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией, то они  перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего  населения Фонду обязательного  медицинского страхования России.

В ситуациях, когда  органы исполнительной власти субъекта РФ не заключили договоры обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией, страхователем  неработающего населения по обязательному  медицинскому страхованию выступает  Фонд обязательного медицинского страхования  России.

Пенсионный фонд РФ заключает договоры обязательного  медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями в качестве страхователя в отношении пенсионеров. Страховые медицинские организации  приобретают право осуществлять обязательное медицинское страхование  пенсионеров на основании конкурса.

Фонд обязательного  медицинского страхования является страхователем работающего и  неработающего населения, в отношении  которого не заключены договоры обязательного  медицинского страхования плательщиками  ЕСН, органами исполнительной власти субъектов  РФ, Пенсионным фондом РФ.

В рамках своих  обязанностей как страхователя Фонд обязательного медицинского страхования  осуществляет учет лиц, подлежащих обязательному  медицинскому страхованию. Плательщики  ЕСН, органы местной администрации  и Пенсионный фонд РФ обязаны предоставлять  Фонду обязательного медицинского страхования сведения о наличии  заключенных ими со страховыми медицинскими организациями договоров обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования ведет персонифицированный учет граждан, в отношении которых плательщики ЕСН, органы исполнительной власти субъектов РФ, Пенсионный фонд РФ не заключили договоры обязательного медицинского страхования, а продолжают уплачивать единый социальный налог и платежи в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования России соответственно.

Таким образом, у Фонда обязательного медицинского страхования России будет сформирован  банк данных о всех гражданах РФ, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, о гражданах, в отношении которых заключены договоры обязательного медицинского страхования плательщиками ЕСН, органами исполнительной власти РФ и Пенсионным фондом России, а также сведения о лицах, в отношении которых Фонд обязательного медицинского страхования России должен выступать страхователем по договорам обязательного медицинского страхования.

Существующая  в настоящее время система  фондов обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) не обеспечивает должного уровня организации обязательного  медицинского страхования. Территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, считая себя самостоятельными юридическими лицами, фактически не подчиняются  Федеральному фонду обязательного  медицинского страхования, не исполняют  требования нормативно-методических документов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. При этом Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования не имеет  действенных механизмов обязывания территориальных фондов обязательного медицинского страхования к исполнению нормативных актов, регулирующих обязательное медицинское страхование, поскольку территориальные фонды обязательного медицинского страхования реально подчиняются органам исполнительной власти субъекта РФ.

Информация о работе Обязательное медицинское страхование. Сравнительный анализ старого и нового законов