Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа
Собственно, понятие регулирования подразумевает определение каких-то приемлемых, иногда абстрактных, величин, которые можно назвать нормами, следовать которым обязуются члены общества или субъекты, так как речь идет об общественных отношениях. После возникновения государства необходимо говорить уже о правовом регулировании, т.е. регулировании общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов, договоров и т.д.
Введение ………………………………………………………………...............7
Глава 1. Значение и понятие обязательств из причинения вреда……………10
Глава 2. Условия возникновения обязательств из причинения вреда……….14
2.1. Общие положения……………………………………………………..........14
2.2. Условия возникновения обязательств за причинение вреда……….........18
Глава3.Виды обязательств возникающих вследствие причинения вреда…...21
3.1 Ответственность за вред причинённый актами власти…………………21 3.2 Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, недееспособными гражданами и гражданином, не способным понимать значение своих действий………………………………………………………..27
3.3 Ответственность за вред, причинённый деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих…………………………………….33
3.4 Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина…...38
3.5 Ответственность за вред, причиненный смертью кормильца…………….43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы ………
Вред - причиненный незаконными действиями правоохранительных и судебных органов возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.
Возмещению подлежат:
Потерпевшему
восстанавливаются трудовые права
(предоставляется прежняя
Особый порядок возмещения установлен в главе 58 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении вреда при осуществлении правосудия (неправильное применение судом по собственной инициативе мер по обеспечению иска, вынесение незаконного решения по гражданскому делу и т.п.). Право на возмещение вреда в этом случае возникает лишь при виновном поведении судьи, установленном вступившим в законную силу приговором суда [10, С.54-57].
В случае причинения
вреда гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного управления и самоуправления
либо должностных лиц этих органов, в том
числе в результате издания не соответствующего
законодательству акта государственного
органа или органа местного управления
и самоуправления, он подлежит возмещению
за счёт казны Республики Беларусь или
казны административно-
Незаконные действия или бездействие указанных органов могут состоять в издании акта, не соответствующего законодательству. К числу специальных условий возникновения исследуемого деликта относится то, что акт власти может быть совершён не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц [4, 1008 c.].
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, обычно действуют от имени Республики Беларусь и на основании государственных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Республика Беларусь [21, С.87].
В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Республики Беларусь или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.
Согласно ст. 940 Гражданского кодекса
от имени казны Республики Беларусь или
казны административно-
Должностное лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей. Не законные действия одних должностных лиц, попустительство этим действиям со стороны других, отсутствие должного контроля со стороны третьих – всё это создаёт ситуацию, когда очень трудно установить, чьё же конкретно поведение привело к причинению вреда [8, С.47-51].
К актам государственных
органов или органов местного
управления и самоуправления относятся
самые разнообразные властные предписания,
принимаемые в сфере администра
Если законодательными
актами компенсация морального вреда
предусмотрена в сфере
Потерпевшими могут быть как граждане, так и юридические лица.
Следует иметь в виду, что ответственность государственных органов и их должностных лиц перед субъектами хозяйствования отдельно урегулирована положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утверждённым постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г. № 2415-ХII [5, С.328].
Для наступления ответственности по этому основанию необходимо наличие следующих особых условий:
Если вред причиняется должностными лицами хотя и при исполнении своих обязанностей, но не в связи с осуществлением властных полномочий, то их ответственность наступает на общих условиях.
Вред, причинённый в результате управленческой деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права граждан и юридических лиц [4, 1008 с.].
3.2Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, недееспособными гражданами и гражданином, не способным понимать значение своих действий.
Ответственность по деликтному обязательству могут нести лишь лица, способные руководить своими действиями и правильно оценивать их возможные последствия. Такая способность у граждан согласно действующему гражданскому законодательству появляется лишь с 14 лет ст.20, 27 Гражданского кодекса Республики Беларусь [14, С.158]. Для определения объёма деликтоспособности, то есть способности возместить причинённый вред, Гражданским кодексом Республики Беларусь несовершеннолетние разделены не две группы:
Малолетние являются полностью недееспособными. Согласно п.1 ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь малолетние лица не отвечают за вред, а ответственность за причинённый ими вред несут их родители, усыновители, опекуны, если не докажут, что вред причинён не по их вине [11, С.78-80].
Вместе с тем могут быть привлечены к ответственности образовательные, воспитательные, лечебные учреждения и иные лица, если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под их надзором, в том числе и на условиях договора (п. 3 ст. 942 Гражданского Кодекса) [4, 1008с.].
Опекуном ребёнка учреждение признаётся тогда, когда ребёнок находится в нём на полном государственном попечении [16]. Обязанности опекуна выполняет администрация учреждения. Статус указанных учреждений в отношении малолетних должен быть отражён в уставах учреждений [14, С.158].
Возмещение вреда, причинённого как малолетними, так и несовершеннолетними в возрасте от14 до 18 лет, должно основываться на основополагающих принципах гражданского права:
Эти же принципы подтверждены и в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные подпунктом п. 8 предусмотрена необходимость в принятии мер по усилению ответственности родителей за умышленное уничтожение или повреждение их детьми чужого, в том числе государственного, имущества, а так же по возмещению причинённого ущерба за счёт средств таких родителей [15].
Ответственность за моральный вред, причиненный лицом в возрасте до 14 лет, несут лица, указанные в ст. 942 Гражданского Кодекса, в порядке и на условиях, предусмотренных данной статьей.
Если моральный вред причинен лицом в возрасте от 14 до 18 лет, то ответственность по его компенсации возлагается непосредственно на данное лицо. Родители, усыновители, попечители этого лица несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для компенсации морального вреда и если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 943 Гражданского Кодекса) [14, С.158].
Однако проблема полного возмещения потерпевшему ущерба, причинённого малолетним, остаётся до сих пор нерешённой. В случае отсутствия достаточных средств или их полного отсутствия у родителей иск будет не оплачен и потерпевший понесёт убытки, которые никто не возместит [11, С.78-80].
От 24 ноября 2006г. принят Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который устанавливает ответственность родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей [17]. Согласно данному Декрету неработающие родители с момента отобрания ребёнка обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении [11, С.78-80].
Для возложения ответственности необходимо, чтобы между действиями малолетних и вредом имелась причинная связь, а условием ответственности как родителей и опекунов, так и учреждений и иных лиц, осуществляющих надзор за детьми в момент причинения вреда, является их собственное виновное поведение. При этом понятие вины родителей (опекунов) трактуется более широко, чем понятие вины учреждений и лиц, обязанных осуществлять надзор за малолетними в силу закона или договора [4, 1008с.].
В постановлении № 10 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью гражданина», имеются следующие разъяснения по вопросам ответственности родителей, усыновителей за вред, причинённый малолетним, не достигшим четырнадцати лет:
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за ненадлежащее воспитание и развитие либо ненадлежащий контроль. Обязанность возлагается на обоих родителей, в том числе и на родителя, живущего отдельно от ребёнка, поскольку они в силу ст. 76 Кодекса о браке и семье имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Вместе с тем отдельно проживающий родитель может быть освобождён от ответственности, если по вине другого родителя он был лишён возможности принимать участие в воспитании ребёнка. Это обстоятельство должно быть доказано в судебном порядке [11, С.78-80].
Информация о работе Обязательства вследствие причинения вреда