Обязательства вследствие причинения вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание

Собственно, понятие регулирования подразумевает определение каких-то приемлемых, иногда абстрактных, величин, которые можно назвать нормами, следовать которым обязуются члены общества или субъекты, так как речь идет об общественных отношениях. После возникновения государства необходимо говорить уже о правовом регулировании, т.е. регулировании общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов, договоров и т.д.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...............7
Глава 1. Значение и понятие обязательств из причинения вреда……………10
Глава 2. Условия возникновения обязательств из причинения вреда……….14
2.1. Общие положения……………………………………………………..........14
2.2. Условия возникновения обязательств за причинение вреда……….........18
Глава3.Виды обязательств возникающих вследствие причинения вреда…...21
3.1 Ответственность за вред причинённый актами власти…………………21 3.2 Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, недееспособными гражданами и гражданином, не способным понимать значение своих действий………………………………………………………..27
3.3 Ответственность за вред, причинённый деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих…………………………………….33
3.4 Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина…...38
3.5 Ответственность за вред, причиненный смертью кормильца…………….43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы ………

Работа состоит из  1 файл

гражданское право курс..doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Вред - причиненный незаконными действиями правоохранительных и судебных органов возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.

Возмещению  подлежат:

    • заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источников средств, к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
    • пенсии и пособия, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;
    • имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации и иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;
    • штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;
    • суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи [16].

Потерпевшему  восстанавливаются трудовые права (предоставляется прежняя работа, а при невозможности этого - другая равноценная работа, восстанавливается  трудовой стаж, аннулируется порочащая  запись об увольнении в трудовой книжке) и жилищные права (возвращается ранее занимаемое жилое помещение, а при невозможности возврата - предоставляется вне очереди равноценное). Подлежат восстановлению личные неимущественные права (возвращаются медали и ордена, восстанавливаются звания и пр.) и компенсируется моральный вред.

 Особый порядок  возмещения установлен в главе 58 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении вреда при осуществлении правосудия (неправильное применение судом по собственной инициативе мер по обеспечению иска, вынесение незаконного решения по гражданскому делу и т.п.). Право на возмещение вреда в этом случае возникает лишь при виновном поведении судьи, установленном вступившим в законную силу приговором суда [10, С.54-57].

В случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, он подлежит возмещению за счёт казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы согласно ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

 Незаконные действия или бездействие указанных органов могут состоять в издании акта, не соответствующего законодательству. К числу специальных условий возникновения исследуемого деликта относится то, что акт власти может быть совершён не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц [4, 1008 c.].

Должностными  лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих  вследствие причинения вреда, обычно действуют от имени Республики Беларусь и на основании государственных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Республика Беларусь [21, С.87].

В случаях, когда  должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют  от имени субъекта Республики Беларусь или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.

Согласно ст. 940 Гражданского кодекса от имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступают Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах: финансовые управления, райфиноотделы, которые и являются ответчиками по искам о возмещении вреда, причиненного гражданам указанными ранее незаконными действиями [4, 1008 с.].

 Должностное  лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей. Не законные действия одних должностных лиц, попустительство этим действиям со стороны других, отсутствие должного контроля со стороны третьих – всё это создаёт ситуацию, когда очень трудно установить, чьё же конкретно поведение привело к причинению вреда [8, С.47-51].

К актам государственных  органов или органов местного управления и самоуправления относятся  самые разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления. Ими являются постановления, решения, приказы, распоряжения, указания и любые другие документы, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Как правило, они принимаются в письменной форме, однако не исключена и устная форма властных распоряжений, исходящая, как правило, от должностных лиц, возглавляющих эти органы [4, 1008с.].

Если законодательными актами компенсация морального вреда  предусмотрена в сфере нарушения  имущественных прав граждан, то исковая давность подлежит применению [21, C. 87].

Потерпевшими  могут быть как граждане, так и  юридические лица.

 Следует  иметь в виду, что ответственность государственных органов и их должностных лиц перед субъектами хозяйствования отдельно урегулирована положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утверждённым постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г. № 2415-ХII [5, С.328].

Для наступления  ответственности по этому основанию  необходимо наличие следующих особых условий:

    • наступление вреда при выполнении гражданами или юридическими лицами указаний либо актов, принятых органами или должностными лицами;
    • указания должностных лиц  либо акты органов приняты в порядке осуществления ими своих властных полномочий;
    • признания указаний должностных лиц не законными, а нормативных актов органов недействительными.

Если вред причиняется  должностными лицами хотя и при исполнении своих обязанностей, но не в связи  с осуществлением властных полномочий, то их ответственность наступает  на общих условиях.

Вред, причинённый  в результате управленческой деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права граждан и юридических лиц [4, 1008 с.].

3.2Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, недееспособными гражданами и гражданином, не способным понимать значение своих действий.

Ответственность по деликтному обязательству могут  нести лишь лица, способные руководить своими действиями и правильно оценивать их возможные последствия. Такая способность у граждан согласно действующему гражданскому законодательству появляется лишь с 14 лет ст.20, 27 Гражданского кодекса Республики Беларусь [14, С.158]. Для определения объёма деликтоспособности, то есть способности возместить причинённый вред, Гражданским кодексом Республики Беларусь несовершеннолетние разделены не две группы:

  • малолетние (несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
  • несовершеннолетние (в возрасте от 14 до 18 лет (ст.ст. 25,27 ГК)).

Малолетние  являются полностью недееспособными. Согласно п.1 ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь малолетние лица не отвечают за вред, а ответственность за причинённый ими вред несут их родители, усыновители, опекуны, если не докажут, что вред причинён не по их вине [11, С.78-80].

Вместе с  тем могут быть привлечены к ответственности  образовательные, воспитательные, лечебные учреждения и иные лица, если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под их надзором, в том числе и на условиях договора (п. 3 ст. 942 Гражданского Кодекса) [4, 1008с.].

Опекуном ребёнка  учреждение признаётся тогда, когда  ребёнок находится в нём на полном государственном попечении [16]. Обязанности опекуна выполняет администрация учреждения. Статус указанных учреждений в отношении малолетних должен быть отражён в уставах учреждений [14, С.158].

Возмещение  вреда, причинённого как малолетними, так и несовершеннолетними в  возрасте от14 до 18 лет, должно основываться на основополагающих принципах гражданского права:

    • в принципе полноты имущественной ответственности;
    • обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
    • добросовестности субъектов гражданского оборота [14, С.158].

Эти же принципы подтверждены и в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные подпунктом п. 8 предусмотрена необходимость в принятии мер по усилению ответственности родителей за умышленное уничтожение или повреждение их детьми чужого, в том числе государственного, имущества, а так же по возмещению причинённого ущерба за счёт средств таких родителей [15].

Ответственность за моральный  вред, причиненный лицом в возрасте до 14 лет, несут лица, указанные в  ст. 942 Гражданского Кодекса, в порядке и на условиях, предусмотренных данной статьей.

Если моральный вред причинен лицом  в возрасте от 14 до 18 лет, то ответственность  по его компенсации возлагается  непосредственно на данное лицо. Родители, усыновители, попечители этого лица несут ответственность в том  случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для компенсации морального вреда и если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 943 Гражданского Кодекса) [14, С.158].

 Однако проблема полного возмещения потерпевшему ущерба, причинённого малолетним, остаётся до сих пор нерешённой. В случае отсутствия достаточных средств или их полного отсутствия у родителей иск будет не оплачен и потерпевший понесёт убытки, которые никто не возместит [11, С.78-80].

От 24 ноября 2006г. принят Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который устанавливает ответственность родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей [17]. Согласно данному Декрету неработающие родители с момента отобрания ребёнка обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении [11, С.78-80].

Для возложения ответственности необходимо, чтобы между действиями малолетних и вредом имелась причинная связь, а условием ответственности как родителей и опекунов, так и учреждений и иных лиц, осуществляющих надзор за детьми в момент причинения вреда, является их собственное виновное поведение. При этом понятие вины родителей (опекунов) трактуется более широко, чем понятие вины учреждений и лиц, обязанных осуществлять надзор за малолетними в силу закона или договора [4, 1008с.].

В постановлении № 10 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью гражданина», имеются следующие разъяснения по вопросам ответственности родителей, усыновителей за вред, причинённый малолетним, не достигшим четырнадцати лет:

    • под виной родителей, усыновителей или опекуна, влекущей ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, следовало понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатам чего явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания);
    • под виной воспитательных, учебных, лечебных учреждений понималось неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетним в момент причинения вреда[11, С.78-80];
    • если будет доказано, что причинение несовершеннолетним вреда имело место как по вине родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, так и по вине учебных, воспитательных или лечебных учреждений, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от вины каждого;
    • родители, проживающие отдельно от детей, несут ответственность за вред, причинённый детьми, на общих Вина родителей и опекунов – неосуществление должного надзора за малолетними, безответственное отношение к их воспитанию, результатом которого я основаниях. Родитель может быть освобождён от ответственности, если по вине другого родителя был лишён возможности принимать участие в воспитании ребёнка;
    • обязанность родителей (опекунов) не прекращается и после достижения несовершеннолетними пятнадцатилетнего возраста (по новому ГК – четырнадцатилетнего возраста) [10, С.54-57].

Родители имеют  право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за ненадлежащее воспитание и развитие либо ненадлежащий контроль. Обязанность возлагается на обоих родителей, в том числе и на родителя, живущего отдельно от ребёнка, поскольку они в силу ст. 76 Кодекса о браке и семье имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Вместе с тем отдельно проживающий родитель может быть освобождён от ответственности, если по вине другого родителя он был лишён возможности принимать участие в воспитании ребёнка. Это обстоятельство должно быть доказано в судебном порядке [11, С.78-80].

Информация о работе Обязательства вследствие причинения вреда