Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей, в семейном праве рассматриваются как способы «восполнения дееспособности» для защиты их прав и интересов, а также в целях их содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ).
1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
2. Прекращение опеки и попечительства.
3. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.
4. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
5. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.
6. Вывод
7. Список литературы.
Ответственность за вред, причиненный малолетним подопечным, находящимся в воспитательном учреждении, несет указанное учреждение в соответствие с нормами ГК (ст. 1073, 1074). Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).
Если такой вред причинен несовершеннолетним от 14 до 18, и учреждение не доказало, что вред возник не по его вине, то оно обязано возместить вред полностью или в недостающей части, в зависимости от наличия у несовершеннолетнего дохода или имущества, достаточного для возмещения вреда. Обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается с момента достижения такого подопечного возраста 18 лет или приобретения полной дееспособности, а так же если до достижения возраста 18 лет у такого подопечного появились доходы или иное имущество достаточное для возмещения причиненного таким подопечным вреда (п. 2, 3 ст. 1074 ГК).
В некоторых случаях
Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует деятельность как государственных, так и муниципальных воспитательных учреждений. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Управление воспитательным учреждением осуществляется в соответствии с его уставом и Законом « Об образовании» на принципах единоначалия и самоуправлении, каковыми являются совет учреждения, общее собрание, педагогический совет, попечительский совет. Непосредственное руководство воспитательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Федеральный закон «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности закон предусматривает полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при нахождении в воспитательных учреждениях, при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, право на получение второго начального профессионального образования, без взимания платы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. А так же многие другие социальные гарантии.
В целях последующего жизнеустройства
при выпуске воспитаннику обязательно
должны быть выданы следующие документы:
свидетельство о рождении (паспорт);
справка о пребывании в учреждении;
документы о состоянии
Администрации воспитательного
учреждения предоставлено право
в исключительных случаях разрешать
временно (до одного года) бесплатно
проживать и питаться в учреждении
своим воспитанникам до их трудоустройства
или дальнейшего обучения. Кроме
того, выпускники воспитательного учреждения,
обучающиеся в учреждениях
Вопрос о бытовом устройстве,
определении на работу или учебу
(исходя из образования и возраста)
выпускников специальных
Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются порядка поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
4. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
Перечень прав, детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
а) воспитание в
семье опекуна (попечителя), заботу
со стороны опекуна (
б) обеспечение им
условий для содержания, воспитания,
образования, всестороннего
в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
д) защиту от злоупотреблений
со стороны опекуна (
е) обладание правами,
предусмотренными ст. 55 и 57 СК (то
есть право на общение с
родителями и другими
Федеральным законодательством для детей, находящихся под, опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат и в кадетскую школу.
На детей, находящихся
под опекой (попечительством), полностью
распространяются также льготы, установленные
законодательством для детей-
а) бесплатное медицинское
обслуживание и оперативное лечение
в любом государственном и
муниципальном лечебно-
б) предоставление бесплатных
путевок в школьные и студенческие
спортивно-оздоровительные
в) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также один раз в год бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
г) выплата обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
д) выплата обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
А так же многие другие права и льготы. Законами субъектов Российской Федерации положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.
Права детей, оставшихся без
попечения родителей и
5. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» .
Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являться наилучшие интересы ребенка (ст. 18 Конвенции о правах ребенка). Данное положение закреплено и в ст. 148.1 СК, устанавливающей право и обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содержании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК).
Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК).
Права опекуна и попечителя, как и родительские права, не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).
Как и родителям, СК предоставляет опекунам и попечителям право самостоятельно определять способы воспитания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 6 ст 148.1). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.