Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить опеку и попечительство.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие опеки попечительства;
- рассмотреть органы опеки и попечительства;
- выявить прекращение опеки и попечительства.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие опеки попечительства. Цели установления…………..5
1.1. Понятие опеки попечительства ……………………………………..……..5
1.2. Обязанности опекуна и попечителя……………………………………….6
1.3. Цели опеки и попечительства………………………………………….....12
Глава 2. Органы опеки и попечительства: понятие и функции………..16
2.1. Органы опеки и попечительства………………………………………….16
2.2. Задачи органов опеки и попечительства…………………………………18
2.3. Полномочия органа опеки и попечительства…………………………....18
Глава 3. Прекращение опеки и попечительства, и патронаж……….….20
3.1. Прекращение опеки и попечительства………………………………...…20
3.2. Патронаж над дееспособными гражданами и опека………………….....22
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы
Следует обратить внимание на то, что Гражданский кодекс РФ расширил границы попечительства таким понятием, как патронаж (ст. 41 ГК РФ), который устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, если он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства только с согласия подопечного.
Попечитель (помощник) распоряжается имуществом подопечного на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного им с лицом, находящимся под патронажем, и совершает бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного только с его согласия. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем, а также по основаниям ст. 39 ГК РФ.
Главной надо считать
обязанность опекунов и попечителей
заботиться о содержании своих подопечных,
об обеспечении их уходом и лечением,
а в отношении несовершеннолетн
Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным. Однако права опекуна и попечителя в данной сфере существенно ограничены в интересах подопечных4. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:
по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог;
сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК).
В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.
Имущественные отношения
в сфере опеки и попечительства
существенно усложняются в
Доверительное управление устанавливается
на основании договора, заключенного
между органом опеки и
1.3. Цели опеки и попечительства
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В настоящее время
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами. Эта формулировка является неточной, поскольку ГК не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.5
Попечительство отличается
от опеки содержанием
Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Глава 2. Органы опеки и попечительства: понятие и функции
2.1. Органы опеки и попечительства
Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних - на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, - на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.6
Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего муниципального образования. Органы опеки и попечительства могут быть как коллегиальными, так и единоличными. Наименования органов опеки и попечительства, а также распределение между ними функций по опеке и попечительству над различными категориями подопечных определяются законом субъекта Российской Федерации.
В уставе или ином акте, регламентирующем деятельность соответствующего органа местного самоуправления, должно быть прямо указано на наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
Статус органа опеки и попечительства дает ему право назначать и отстранять опекунов и попечителей, объявлять несовершеннолетнего полностью дееспособным, выдавать разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста, исполнять другие функции органов опеки и попечительства, возложенные на них законодательством, в том числе заключать от имени муниципального образования договоры доверительного управления имуществом подопечных.
По всем вопросам,
возникающим в связи с
Функции органа опеки и попечительства по отношению к подопечному выполняет тот орган, который произвел установление опеки или попечительства в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При перемене места жительства подопечного орган, установивший опеку или попечительство, обязан в течение трех дней со дня, когда ему стало об этом известно, направить дело подопечного в соответствующий орган по новому месту жительства гражданина. Если новое место жительства или место пребывания подопечного неизвестно, орган опеки и попечительства по его прежнему месту жительства обязан обратиться в органы внутренних дел с заявлением о розыске подопечного
Орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного выполняет соответствующие функции со дня получения дела подопечного.
2.2. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
- выявление лиц, нуждающихся в установлении опеки или попечительства;
- принятие мер
по установлению опеки или
попечительства, назначению помощника
дееспособным гражданам,
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, выполняющих обязанности опекунов или попечителей;
- контроль за
имуществом лиц, находящихся
Органы опеки и попечительства выполняют также иные задачи, возложенные на них законодательством, в том числе задачи охраны прав несовершеннолетних лиц, не переданных под опеку или попечительство7.
2.3. Полномочия органа опеки и попечительства
Орган опеки и попечительства вправе:
- подавать заявление
в суд о признании гражданина
недееспособным или
- устанавливать опеку и попечительство;
- подавать заявление в суд о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;