Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования всесторонне изучить опеку и попечительство.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие опеки попечительства;
- рассмотреть органы опеки и попечительства;
- выявить прекращение опеки и попечительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие опеки попечительства. Цели установления…………..5
1.1. Понятие опеки попечительства ……………………………………..……..5
1.2. Обязанности опекуна и попечителя……………………………………….6
1.3. Цели опеки и попечительства………………………………………….....12
Глава 2. Органы опеки и попечительства: понятие и функции………..16
2.1. Органы опеки и попечительства………………………………………….16
2.2. Задачи органов опеки и попечительства…………………………………18
2.3. Полномочия органа опеки и попечительства…………………………....18
Глава 3. Прекращение опеки и попечительства, и патронаж……….….20
3.1. Прекращение опеки и попечительства………………………………...…20
3.2. Патронаж над дееспособными гражданами и опека………………….....22
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

граждан пр опека и попечит.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

- осуществлять  надзор за деятельностью опекунов  и попечителей, а также организаций,  выполняющих обязанности опекунов  или попечителей;

- освобождать  и отстранять опекунов и попечителей  от исполнения ими своих обязанностей;

- выдавать разрешение  на совершение сделок с имуществом  подопечных;

- заключать  от имени муниципального образования  договор доверительного управления  имуществом подопечных;

- представлять  интересы несовершеннолетних, а  также недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат закону или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту интересов подопечных;

- разрешать  раздельное проживание попечителей  с несовершеннолетними подопечными  в предусмотренных законом случаях.

Перечисленные действия обязательны для совершения органами опеки и попечительства во всех случаях, когда того требуют интересы недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Неисполнение органом опеки и попечительства в необходимых случаях указанных обязанностей влечет применение предусмотренных законодательством мер ответственности.

Законодательством на органы опеки и попечительства возлагаются также иные полномочия, как связанные, так и не связанные  с установлением опеки или  попечительства.

 

 

 

 

 

Глава 3. Прекращение опеки и попечительства, и патронаж

3.1. Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются без специального акта органа опеки и попечительства по основаниям, предусмотренным статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в связи с истечением срока действия акта о назначении опекуна или попечителя.

Опекун или  попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе. Орган опеки и  попечительства может освободить опекуна  или попечителя от исполнения им своих  обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Орган опеки  и попечительства вправе вынести  акт о прекращении опеки (попечительства) в связи с отстранением опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Отстранение опекунов и попечителей от исполнения обязанностей допускается в случаях ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей, нарушения им прав и интересов подопечного, в том числе при использовании ими опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечных без надзора и необходимой помощи, а также в случаях выявления органом опеки и попечительства несоблюдения опекунами или попечителями правил настоящего Федерального закона об охране и распоряжении имуществом подопечного.8

Акт о прекращении  опеки (попечительства) может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно  вынесено, в судебном порядке.

В вопросе о  прекращении опеки различаются  два случая: прекращение опеки  вследствие достижения опекаемым совершеннолетия, и затем прекращение опеки для данного опекуна сменой его по каким-либо причинам.

О прекращении  опеки по первому из указанных  оснований можно вывести из тех  показаний, по которым опекуны отдают отчеты по достижении опекаемым совершеннолетия, совершеннолетие же, в отношении прекращения опеки, считается у крестьян различно, напр. для лиц мужского пола по достижении четырнадцатилетнего возраста, а для лиц женского пола - семнадцатилетнего.

В полтавской губернии, когда опекаемых несколько, пришедшему в совершенные лета выделяется из имущества его часть во временное пользование (до совершеннолетия других опекаемых), так что отец обязан выделить совершеннолетнему сыну часть состоящего в его опекунском управлении наследства.

Что касается прекращения  опеки по другому основанию, то опекуны сменяются сельским сходом или волостным судом, вследствие неблагонадежности, дурного поведения, а так же за употребление принадлежащих малолетнему денег на свои собственные надобности и вообще за дурное управление имуществом малолетнего. Из числа опекунов, мать удаляется от опеки также в том случае, когда снова вступит в брак.

Из одного решения  волостного суда видно, что, за нерадение  в управлении имуществом малолетнего, опекун не был сменен вследствие того, что заявил обещание давать опекаемому приличное содержание.

В заключение заметим, что, независимо от указанных оснований, в полтавской губернии опека прекращается с выходом дочери замуж, хотя бы даже против воли родителей.

           Не позднее 3 дней с момента, когда лицу, выполнявшему обязанности опекуна или попечителя, стало известно о прекращении его обязанностей, это лицо обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами.

При обнаружении  в деятельности лица, исполнявшего обязанности опекуна или попечителя, оснований для привлечения этого к лица к административной, уголовной или иной ответственности, орган опеки и попечительства обязан принять меры по привлечению его к ответственности не позднее чем через 7 дней с момента получения отчета или не позднее чем через 14 дней с момента выявления оснований для привлечения лица к ответственности.9

3.2. Патронаж  над дееспособными гражданами  и опека

КоБС РСФСР 1969 г. в ст. 121 содержал указание на то, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство. Н.М. Ершова называла эти отношения особым видом представительства. В то же время она отмечала, что "попечители" в большинстве случаев использовали свое положение как способ приобретения прав на жилище, поскольку им позволялось "ходатайствовать о закреплении за ними жилой площади подопечного". В этом, на наш взгляд, прослеживается связь между патронажем и договором пожизненного содержания с иждивением. Интересно отметить, что еще в 1955 г. А.А. Ерошенко предлагал для предотвращения злоупотреблений со стороны, предоставляющей содержание, "обязать органы опеки и попечительства при необходимости назначать попечителя для оказания помощи обеспечиваемому".

Правила, предусмотренные  в настоящее время ст. 41 ГК РФ, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления.

Патронаж над  дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства. Несмотря на то, что законодатель прямо  указывает на установление "попечительства в форме патронажа", на наш взгляд, не следует соотносить патронаж и попечительство как видовое и родовое понятия.

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того, личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что нужно  в качестве помощи тому лицу, которое  не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения или доверительного управления имуществом.

Анализ положений  ст. 41 ГК РФ показывает, что эти нормы направлены исключительно на охрану имущественных интересов лица, над которым установлен патронаж. Такому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, не требуется осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа.

Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом или договора поручения, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

В пользу мнения о самостоятельности норм о патронаже  говорит и еще одно обстоятельство. Статья 33 ГК РФ, перечисляя основания установления попечительства, не указывает в качестве таковых ситуацию, описанную в ст. 41.

Исходя из убеждения  в том, что патронаж к формам попечительства не относится, что цели его установления носят имущественный характер, можно  утверждать, что патронаж не является формой устройства граждан. В то же время, поскольку патронаж в соответствии с законом устанавливается и отменяется органом опеки и попечительства, а также в связи с тем, что в его основе может лежать договор поручения, его нельзя отождествлять и с доверительным управлением имуществом (опекой над имуществом). Вмешательство органов опеки и попечительства в установление патронажа объясняется физическим состоянием гражданина, нуждающегося в социальной заботе. В этом случае в полной мере проявляется действие механизма реализации права на социальную заботу - органы власти выявляют лицо, нуждающееся в патронаже, и осуществляют для него поиск помощника, который будет исполнять свои обязанности за счет заказчика (физического лица10).

По мнению автора, редакция ст. 41 ГК РФ не вполне удачна, что наряду с другими причинами не способствует распространению патронажа на практике. В целях исключения возможности неверного толкования положений ГК РФ о патронаже и отождествления этого вида социальной заботы с попечительством следует, по нашему мнению, изменить редакцию указанной статьи, изложив ее следующим образом:

1. По просьбе  совершеннолетнего дееспособного  гражданина, который по состоянию  здоровья не может самостоятельно  осуществлять и защищать свои  права и исполнять обязанности, над ним может быть установлен патронаж.

2. Осуществляющий  патронаж помощник совершеннолетнего  дееспособного гражданина назначается  органом опеки и попечительства  с согласия такого гражданина  в течение месяца со дня,  когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости такого назначения.

3. Действия в  интересах гражданина, находящегося  под патронажем, помощник совершает  на основании договора поручения  или доверительного управления, заключенного с этим лицом.

4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем, что является основанием для прекращения договора поручения или доверительного управления имуществом".

Предлагаемая  редакция основывается на полной гражданской дееспособности находящегося под патронажем гражданина, который нуждается только в организации заботы о нем. Исходя из этого полномочия помощника возникают не вследствие назначения его органом опеки и попечительства, а на основании гражданско-правового договора с самим патронируемым гражданином. Кроме того, орган опеки и попечительства не вправе влиять на прекращение такого договора, поскольку не является его стороной. Ему может быть предоставлена лишь возможность довести до сведения находящегося под патронажем гражданина нарушения, допускаемые помощником. Решение об одностороннем отказе от договора может быть принято лишь стороной - доверителем или учредителем доверительного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Следует обратить внимание на то, что Гражданский кодекс РФ расширил границы попечительства таким понятием, как патронаж (ст. 41 ГК РФ), который устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, если он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства только с согласия подопечного.

Опека и попечительство устанавливается над несовершеннолетними  в случае, если они остались без родительского попечения (родители (усыновители) отсутствуют, лишены родительских прав или уклоняются от их воспитания).

        Важное значение имеют также требования, относящиеся к правовому статусу лица, которое выразило согласие принять на себя обязанности и заботы опекуна или попечителя. Согласно п. 2 ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные граждане. Следовательно, не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, которые приобрели полную дееспособность в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет либо в порядке эмансипации, поскольку они хотя и признаются полностью дееспособными, но не относятся до достижения 18 лет к числу совершеннолетних. Равным образом не может быть опекуном или попечителем совершеннолетний гражданин, если его дееспособность ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. По прямому указанию закона не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав (п. 2 ст. 35 ГК). Представляется, что это относится не только к случаям, когда опекун (попечитель) назначается к малолетнему либо несовершеннолетнему, но и к случаям, когда он назначается к лицу, признанному недееспособным вследствие психического расстройства.

Информация о работе Опека и попечительство