Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:46, реферат

Описание

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Один из основных постулатов гражданского законодательства провозглашает, что самостоятельно реализовывать свои права и нести обязанности могут лишь полностью дееспособные лица.

Содержание

Введение 3
1. Понятие опеки и попечительства 6
2. Структура, задачи, полномочия органов опеки и попечительства РФ и Смоленской области 7
3. Статус, права и обязанности опекунов и попечителей 11
4. Специальные виды опеки и попечительства 16
5. Прекращение опеки и попечительства 21
6. Деятельность органов опеки и попечительства в Смоленской области 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

2 - Реф._Право - Опека и попечительство.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА «Государственного  и муниципального управления»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 По дисциплине «Правоведение»

Тема: «Опека и попечительство»

 

 

 

 

 

Никитин Серней Владимирович

1 курс, заочная форма  обучения,

13 группа ГЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск - 2012 
Содержание

 

 

Введение

 

Граждане Российской Федерации вступают в различные  общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и  имеют соответствующие права и обязанности. Один из основных постулатов гражданского законодательства провозглашает, что самостоятельно реализовывать свои права и нести обязанности могут лишь полностью дееспособные лица.

Дееспособный гражданин  может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Положение ст. 60 Конституции РФ [1] о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК) [2].

Полная же дееспособность предполагает наличие двух обязательных условий:

- совершеннолетие;

- вменяемость.

При этом с одной стороны  не гуманно лишать несовершеннолетних и невменяемых возможности нормального существования в обществе. А с другой позволить бесконтрольно осуществлять свои права людям, которые в силу возрастных или психических особенностей, не могут должным образом осознать суть своих действий.

Именно с этой цель и возник, а впоследствии был и законодательно закреплен институт опеки и попечительства, целью которого является оказание помощи недееспособным и ограниченно дееспособным гражданам.

В последние годы продолжает увеличиваться число детей нуждающихся  в государственной защите, родители которых добровольно дали согласие на усыновление их посторонними лицами, отказавшись забрать своего ребенка из роддома или самовольно покинув роддом, оставив своего ребенка в роддоме, не оформив документы надлежащим образом [15].

За 2008 год в Смоленске выявлено 47 детей, оставшихся без попечения родителей - «отказных». Усыновлено 64 ребенка, из них гражданами России – 27  ребенок, иностранными гражданами – 37 детей [15].

Опека и попечительство, как государственный институт, решает следующие социальные задачи:

- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

- защита прав и законных интересов подопечных;

- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Отношения в сфере  опеки и попечительства до недавнего  времени регулировались исключительно Гражданским Кодексом РФ, а также в более специальной форме – Семейным кодексом РФ. Однако 24.04.2008г. был принят федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу с 1 сентября 2008г.

Поэтому целью работы является анализ существующей нормативной  базы касающейся опеки и попечительства.

Задачи:

- Изучить понятия опека  и попечительство,

- Рассмотреть структуру,  задачи и полномочия органов  опеки и попечительства,

- Раскрыть статус, права  и обязанности опекунов и попечителей,

- Рассмотреть специальные  виды опеки и попечительства (установление опеки и попечительства над несовершеннолетними, установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами, установление попечительства над совершеннолетними гражданами),

- Рассмотреть условия  прекращения опеки и попечительства,

- Изучить особенности  деятельности органов опеки и  попечительства в Смоленской  области.

 

 

1. Понятие опеки и  попечительства

 

Опека и попечительство – комплексный раздел семейного  и гражданского права, включающий все  виды попечения над лицами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их имущественных и неимущественных прав.  
В соответствии со ст.ст. 31-33 Гражданского кодекса РФ [2], опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. 

Опека устанавливается  над малолетними лицами, а также  над гражданами, признанными судом  недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными  судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами.

Федеральный закон, конкретизировал  понятия опеки и попечительства, данные ГК РФ [5]. В соответствии с ним:

- опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

- попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ [2].

 

2. Структура, задачи, полномочия органов опеки и попечительства РФ и Смоленской области

 

В соответствии с Федеральным  законом, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На практике структура органов опеки и попечительства имеет районное деление, то есть в каждом районе имеется соответствующий отдел органа опеки и попечительства [5].

Федеральным законом  на органы опеки и попечительства возложены следующие задачи:

- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям органов  опеки и попечительства относятся:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

- установление опеки или попечительства;

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;

- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Управление опеки и  попечительства Администрации города Смоленска создано постановлением Главы города Смоленска от 01.01.2005 № 1490 в целях реализации законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных граждан, граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности [15].

Финансирование деятельности управления осуществляется за счет средств бюджета города.

Согласно постановлению  Главы города Смоленска от 30.09.2005 № 2723 «О штатном расписании Администрации  города Смоленска» в штате управления опеки и попечительства числятся 20 единиц (из них муниципальных служащих – 18, специалистов, занимающих технические должности – 2) [15].

Основными направлениями  работы Администрации города Смоленска как органа опеки и попечительства являются:

- защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- проведение конкурсов, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, приемная семья, опека, патронат);

- разработка научно-методических рекомендаций для семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование кадрового потенциала данной системы;

- опека и попечительство над совершеннолетними.

Федеральный закон предусматривает  возможность делегирования полномочий органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в  установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах следующим организациям [5]:

- образовательным;

- медицинским;

- организациям, оказывающим социальные услуги;

- иным организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Главы города Смоленска от 01.06.2005     № 1490 «Об управлении опеки и попечительства Администрации города Смоленска» функционирует созданная указанным постановлением комиссия по защите прав несовершеннолетних. Заседания проводятся два раза в неделю. В полномочия указанной комиссии входит решение вопросов защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних [9].

В Управлении опеки и  попечительства в целях учета, контроля и своевременного принятия необходимых  мер защиты прав граждан, состоящих  на учете в управлении опеки и  попечительства Администрации города Смоленска ведется электронная база данных «Выявление, учет и устройство граждан органом опеки и попечительства на территории города Смоленска», что должно привести к эффективности работы Администрации города Смоленска как органа опеки и попечительства. Информационная система основывается на официальной информации, полученной от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, учреждений и организаций.

Информация о работе Опека и попечительство