Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если
посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
Введение
1. Органы дознания: понятие, виды
2. Полномочия органов дознания
3. Соотношение компетенции начальника органа дознания и лица, производящего дознания
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Органы дознания: понятие, виды
2. Полномочия органов дознания
3. Соотношение компетенции начальника органа дознания и лица, производящего дознания
Заключение
Список
литературы
Введение
Прошло уже более тринадцати лет
с момента принятия Конституции Российской
Федерации. На протяжении всего времени
с начала действия новой Конституции РФ
одной из самых больных проблем была проблема
приведения уголовно-процессуального
законодательства в соответствие с Конституцией.
На это ушло почти десять лет.
Государственной Думой Федерального Собрания российской Федерации принят Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта 2006 г.) УПК Российской Федерации 2001 г. пришел на смену УПК РСФСР, который был принят еще в 1960 г., в пору потепления политического климата после смерти Сталина («хрущевская оттепель»). Он пережил и саму оттепель, и последовавший за ней двадцатилетний (1965—1985 гг.) период так называемого застоя. Он же действовал и в последующий пятнадцатилетний период крупномасштабной ломки всех прежних общественных отношений и строительства принципиально новых (1986-2001 гг.). Именно в этот период в УПК РСФСР 1960 г. было внесено наибольшее число значительных изменений и дополнений как законодателем, так и Конституционным Судом Российской Федерации, принявшим целый ряд решений, направленных на приведение в соответствие наиболее устаревших уголовно-процессуальных норм и институтов с действующей Конституцией Российской Федерации. В УПК РФ эти изменения и дополнения, восприняты, воспроизведены и отредактированы. Сказанное относится, в частности, к производству в суде с так называемым традиционным составом, в суде присяжных и у мировых судей, а также к институту апелляции. Существенному обновлению подверглись и ранее известные нашему уголовно-процессуальному праву институты возбуждения уголовных дел и уголовного преследования, которые непосредственно касаются деятельности следователя как субъекта уголовного процесса, кассации, судебнонадзорного производства и производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Правосудию по уголовным делам возвращен его подлинный смысл, проистекающий из общего положения о том, что судить — значит разрешать состязание, спор равноправных сторон, присуждая победу одной и поражение — другой. Дальнейшее развитие получил зародившийся еще в 90-е годы прошлого столетия правовой институт предварительного контроля за следственно-прокурорской деятельностью со стороны судебной власти. Но наряду с этим действующий УПК далеко не идеален, он имеет много недостатков1. Одной из отличительных черт нового Уголовно-процессуального кодекса РФ является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования, которая осуществляется в тех случаях, когда по данному делу предварительное следствие не обязательно. Значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет производить более эффективно и мобильно предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ - органы и лица, управомоченные проводить предварительное расследование в виде дознания. В РФ О.д. являются: а) милиция, б) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; в) органы ФСБ РФ; г) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов; д) органы государственного пожарного надзора; е) органы пограничной службы РФ; ж) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; з) федеральные органы налоговой полиции; и) таможенные органы. Необходимо помнить, что полномочиями дознавателя в исключительных случаях наделяется определённая группа лиц: капитаны судов дальнего плавания, начальники геолого-разведочных партий, зимовок и т.д. Ввиду изложенного, исследование задач и полномочий органов дознания представляет существенный интерес как объект научного исследования, ввиду чего тема данной работы представляется довольно актуальной. Тема этой работы очень актуальна, ещё и потому что: · Количество расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют большую часть среди всех расследуемых уголовных дел; · На сегодняшний
день правовой институт отрасли уголовно- · В целях соблюдения прав и свобод граждан общественные отношения, охраняемые уголовно-процессуальным законом, нуждаются в надежной его защите, т.к. их нарушение в процессе осуществления дознания влечет за собой тяжелые последствия. Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления дознания как стадии предварительного расследования, и в частности правовой статус органов дознания. Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие задачи и полномочия органов дознания. В работе будут использованы как учебные материалы, так и монографические источники, а также материалы судебной практики. Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности. У простого обывателя зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону власть предержащих. Сегодня Новая Россия встала на путь продвижения к правовому государству. И именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к истинно социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
|
К органам дознания относятся2:
1)
органы внутренних дел
2)
Главный судебный пристав
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4)
органы Государственной
2. На органы дознания возлагаются:
1)
дознание по уголовным делам,
по которым производство
2)
выполнение неотложных
3. Возбуждение уголовного
дела в порядке, установленном
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2)
руководителей
3)
глав дипломатических
Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.
Не допускается
возложение полномочий по
Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию
преступления
осуществляется только по
1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно
Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-
процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других - носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:
- по составам преступлений (например, органы государственного
пожарного
надзора вправе производить
- территориальными и погодными условиями (например, производство
дознания
возлагается на капитанов
плавании или на начальников зимовок - в период отсутствия транспортных
связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);
- субъектами преступлений (например, командиры воинских частей,
соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех
преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);
Анализируя УПК РФ , можно выявить, что уголовно-процессуальный
закон в одних случаях при определении круга органов дознания относит к
ним руководителей отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других - государственные органы (милиция, государственный пожарный
надзор, федеральные
органы налоговой полиции
2. Полномочия органов дознания
Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора
и начальника органа дознания,
данные в соответствии с
Основными задачами органов дознания являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей5
Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.
Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.6
Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел7.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.
Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.
В отношении
лица, подозреваемого в совершении
преступления, дознаватель вправе
возбудить перед судом с
Если в отношении
подозреваемого была избрана
мера пресечения в виде
3. При невозможности
составить обвинительный акт
в срок, предусмотренный частью
второй настоящей статьи, подозреваемому
предъявляется обвинение в
По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4)
место и время совершения