Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если
посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
Введение
1. Органы дознания: понятие, виды
2. Полномочия органов дознания
3. Соотношение компетенции начальника органа дознания и лица, производящего дознания
Заключение
Список литературы
5)
формулировка обвинения с
6)
перечень доказательств,
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8)
данные о потерпевшем,
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
Обвиняемый, его
защитник должны быть
Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.
Обвинительный
акт, составленный
Прокурор рассматривает
уголовное дело, поступившее с
обвинительным актом, и в
1)
об утверждении обвинительного
акта и о направлении
2)
о возвращении уголовного дела
для производства
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 УПК РФ;
4)
о направлении уголовного дела
для производства
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Копия обвинительного
акта с приложениями вручается
обвиняемому, его защитнику и
потерпевшему в порядке,
3. Соотношение компетенции начальника органа дознания и лица, производящего дознания
Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.
На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (глава 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК).
Правом проводить дознание наделены дознаватели:
Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:
Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. 12
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения. 13
Иные должностные лица органа дознания - это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномочия (например, участвуют в проведении следственных действий). 14
Орган дознания представляет его руководитель, который вправе
производить
дознание по любому делу, отнесенному
к компетенции дознания, и
осуществлять отдельные
взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причененного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. или по его поручению15.
Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК РСФСР наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления , приостановить или прекратить производство по делу . В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению . Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.
Закон
различает понятие и
Орган
дознания представляет его руководитель,
который вправе производить дознание
по любому делу, отнесенному к компетенции
дознания, и осуществлять отдельные следственные
действия. Орган дознания в лице его начальника
руководит дознанием, назначает лиц для
ведения дознания и несет полную ответственность
за качество расследования. Лицо, производящие
дознание, - это должностное лицо, уполномоченное
органом дознания на производство дознания.
Будучи самостоятельным субъектом процесса,
оно тщательно исследует все обстоятельства
дела и, как и следователь, оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, руководствуясь
законом и правосознанием .
Лицо, производящее дознание, несет ответственность
за законность и обоснованность своих
действий. Однако его процессуальная самостоятельность
более ограничена, чем следователя. Это
проявляется во взаимоотношениях и с руководителем
органа дознания, и с прокурором. Если
следователь все решения принимает самостоятельно,
кроме случаев, когда требуется санкция
прокурора или решение суда, то лицо, производящее
дознание, многие решения принимает с
согласия начальника органа дознания
или по его поручению. Наиболее важные
действия и решения совершаются и принимаются
органом дознания. Только орган дознания
вправе возбудить уголовное дело или отказать
в его возбуждении (ст. 112-114 УПК), задержать
лицо, подозреваемое в совершении преступления
(ст. 122 УПК), приостановить или прекратить
производство по делу (ст. 124 УПК). В круг
его обязанностей входит выявление причин
и условий совершения преступлений и принятие
необходимых мер к их устранению (ст. 21,
21 п. 1 УПК). Практически это означает, что
данные решения принимаются от имени начальника
органа дознания либо им утверждаются.
В отличие от следователя на орган дознания
и лицо, производящие дознание, не распространяются
правила ч. 2 ст. 127 УПК. Все указания прокурора
для них обязательны. При несогласии с
ними орган дознания вправе обжаловать
эти указания, не приостанавливая их выполнение.
Заключение
В работе были рассмотрены проблемы правового регулирования выполнения задач и реализации полномочий органов дознания. Тема данного исследования достаточно актуальна ввиду того, что одной из отличительных черт нового Уголовно-процессуального кодекса Р РФ является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования, которая осуществляется в тех случаях, когда по данному делу предварительное следствие не обязательно, а также того, что значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет производить более эффективно и мобильно предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Соответственно, дознанию придается одно значение - расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается. Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности, осуществление которой также входит в задачи органов дознания.
В соответствии с законом орган дознания наделен следующими основными правами:
· рассматривать
и проверять сообщения о
· ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (
· принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении
· производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
· применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;
· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания
· обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору