Органы государственного управления Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.











ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.
Правительство Республики Казахстан — высший орган исполнительной власти Республики Казахстан. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Члены правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана.
Целью курсовой работы является изучение конституционно-правовых основ деятельности Правительства Республики Казахстан как высшего исполнительного органа государства.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- изучить систему исполнительных органов Республики Казахстан;
- дать характеристику конституционным основам организации и деятельности Правительства Республики Казахстан;
- исследовать внешние функции Правительства РК.
Объектом исследования является изучение конституционно-правовых основ деятельности исполнительных органов РК.
Предметом исследования является Правительство РК как высший представительный орган государства.
Научной и методологической основой написания курсовой работы явились нормативно-правовые акты: Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995, с изменениями и дополнениями от 07.10.1998, Конституционный закон Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" от 26.12.1995, Конституционный закон Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16.10.1995, Конституционный закон Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан "О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан" от 07.05.1997 , Регламент Сената Парламента Республики Казахстан от 08.02.1996 , Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 08.02.1996, и т.д., а также труды таких авторов, как Амандыкова С.К., Абдильдин С., Абельдинов А.К., Баишев Ж., Васильев Р.Ф. и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены актуальность темы курсовой работы, цель, поставленные задачи, объект, предмет, научная, методологическая основы написания, а также структура курсовой работы.
В первой главе автор дает характеристику понятию и основным признакам органов государственного управления, классификации органов государственного управления, изучает высшие и центральные органы государственного управления.
Во второй главе автор изучает Правительство как высший орган исполнительной власти, компетенцию Правительства РК, а также анализирует отношения Правительства с другими органами государства.
В третьей главе исследованы внешние функции Правительства: выработка мер по проведению внешней политики, процедура денонсации международных договоров РК.
Результаты и выводы по теме курсовой работы обобщены в заключении.











1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов
К органам государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.
Органам государственного управления присущи основные черты, свойственные всем органам государственного аппарата:
- наличие в их распоряжении полномочий государственно-властного характера (издание от имени государства юридически обязательных актов, обеспечение их реализации путем применения мер воспитания, убеждения и поощрения, осуществление наблюдения за исполнением требований юридических актов, защиты этих актов от нарушений путем применения в необходимых случаях мер принужде

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


6
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов


6
1.2 Классификация исполнительных органов

9
1.3 Высшие и центральные исполнительные органы

10
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


17
2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления

17
2.2 Компетенция и полномочия Правительства РК

19
2.3 Взаимосвязь исполнительных органов РК с законодательными и судебными


26
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА


29
3.1 Выработка мер по проведению внешней политики Правительством РК


29
3.2 Процедура денонсации международных договоров РК

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

35

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

ж) для осуществления  исполнительно - распорядительной деятельности органы управления от имени государства наделяются юридическими властными полномочиями. Это выражается в праве:

- издавать от  имени государства обязательные  акты;

-обеспечивать  реализацию данных актов путем  проведения организационных мероприятий, применения мер воспитания, убеждения и поощрения;

- осуществлять  от имени государства надзор  за исполнением правовых актов;

- охранять эти  акты от нарушений путем применения  в необходимых случаях мер  государственного принуждения;

з) каждый орган  государственного управления имеет  свою компетенцию, устанавливаемую  различными правовыми актами полномочных  органов РК, компетенция - точно определенный объем прав и обязанностей, которыми наделяется данный орган для выполнения возложенных на него задач и функций;

и) органы государственного управления, за исключением Правительства, поднадзорны органам прокуратуры, эти органы государственного управления обязаны рассматривать касающиеся их акты прокурорского надзора (протесты, представления и др.) и принимать по ним меры в соответствии с законодательством. В равной степени это положение действует и в отношении судебных органов;

к) органы государственного управления руководят деятельностью  предприятий, учреждений и организаций. С учетом этого определяются их права, обязанность и ответственность, место и роль, взаимоотношения в системе государственного аппарата. Каждый нижестоящий орган управления подчиняется соответствующему вышестоящему органу[4].

Реформы политической системы и экономики требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органом, освободился от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.

Другие звенья государственного механизма – органы прокурорского надзора, правосудия и другие - также находятся в определенных связях и соотношении с государственными управлениями.

Деятельность  аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно-распорядительного  органа должна строиться на основе познания и правильного использования объективных законов общественного развития. Только в этом случае она может быть полноценной и приносящей пользу обществу и государству.

 

 

1.2 Классификация  исполнительных органов

 

По характеру  компетенции органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и внутриотраслевой компетенции:

Органы общей  компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие (акиматы областей, городов, районов, сельских округов)[5].

Органы отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности, например, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

Органы межотраслевой  компетенции выполняют общие

специализированные  функции для всех или большинства  отраслей и сфер управления, например, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками  работ (территориальные органы министерств).

По порядку  разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные и единоличные  органы.

Система органов  государственного управления - взаимосвязанная совокупность органов государственного управления, упорядоченная по наиболее существенным, определяющим признакам.

Система органов  государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (например, отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.п.).

1 Высший исполнительный  и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК;

2. Центральные  исполнительные органы РК: министерства, агентства, комитеты (например, Комитет  национальной: безопасности), центральные  исполнительные органы, не входящие  в состав Правительства (например, Национальная комиссия по ценным бумагам);

3. Местные исполнительные  органы - акиматы областей, городов,  районов, сельских округов;

4. Органы непосредственного  управления объединениями, учреждениями, организациями (администрация предприятий,  учреждений организаций)[6].

 

 

1.3 Высшие и  центральные исполнительные органы

 

Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с  Конституцией Республики Казахстан  Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным Законом РК «О Правительстве РК» от 18.12.95 г.

Правительство-это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера. Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:

- разработка  основных направлений социально-экономической  политики, безопасности;

- обеспечение  общественного порядка, обороноспособности;

- руководство  центральными и местными исполнительными органами;

- подготовка  и представление Парламенту республиканского  бюджета, обеспечение его исполнения  и отчет об этом;

- управление  государственной собственностью;

- внесение в  Мажилис проектов законов и  обеспечение их выполнения;

- выработка  мер по проведению внешней  политики[7].

Правительство Республики Казахстан на основе и  во исполнение законов и иных актов  Парламента, указов, постановлений  и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и проверяет  их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.

Члены правительства  коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о  своем несогласии.

Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Конституция Республики Казахстан не устанавливает срока  функционирования Правительства РК, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.

Президент может  по собственной инициативе принять  решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности  любого его члена.

Освобождение  от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Министерство - является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством - межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).

Министерства  образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом[8].

Правовой статус министерств закреплен в различных  законах, регулирующих те или иные сферы  деятельности, в подзаконных актах (например, положение «О Министерстве государственных доходов», утвержденное постановлением Правительства РК от 20 октября 1998 г.).

Заместители министров  назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные  и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра.

В структуре  министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами  деятельности министерства.

Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства  несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.

Министерства  осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента[9].

Акты министерств  издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др.

Агентство - центральный  исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.

Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных  законодательством, - межотраслевую  координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).

Структура агентства  утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Ведомство - орган, который выполняет отдельные  межотраслевые, управленческие либо специальные  подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы:

- создаваемые  при правительстве

- образуемые  и действующие в составе министерств  (Комитет уголовно-исполнительной  системы при МВД РК; Комитет налоговой полиции министерства государственных доходов)[10].

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и  упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так и Правительством.

Президент Республики Казахстан - в соответствии с Конституцией РК Президент РК является главой государства, гарантом Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст.40 Конституции и ст.1 Конституционного закона « О Президенте Республики Казахстан » от 26 декабря 1999г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г.

В порядке, установленном  Конституцией РК, он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности.

Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.

Президентом РК может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющей государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более двух раз подряд. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Внеочередные выборы нового Президента РК при этом должны быть проведены в двухмесячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Президента Республики[11].

Информация о работе Органы государственного управления Республики Казахстан