Органы государственного управления Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.











ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.
Правительство Республики Казахстан — высший орган исполнительной власти Республики Казахстан. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Члены правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана.
Целью курсовой работы является изучение конституционно-правовых основ деятельности Правительства Республики Казахстан как высшего исполнительного органа государства.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- изучить систему исполнительных органов Республики Казахстан;
- дать характеристику конституционным основам организации и деятельности Правительства Республики Казахстан;
- исследовать внешние функции Правительства РК.
Объектом исследования является изучение конституционно-правовых основ деятельности исполнительных органов РК.
Предметом исследования является Правительство РК как высший представительный орган государства.
Научной и методологической основой написания курсовой работы явились нормативно-правовые акты: Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995, с изменениями и дополнениями от 07.10.1998, Конституционный закон Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" от 26.12.1995, Конституционный закон Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16.10.1995, Конституционный закон Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан "О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан" от 07.05.1997 , Регламент Сената Парламента Республики Казахстан от 08.02.1996 , Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 08.02.1996, и т.д., а также труды таких авторов, как Амандыкова С.К., Абдильдин С., Абельдинов А.К., Баишев Ж., Васильев Р.Ф. и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены актуальность темы курсовой работы, цель, поставленные задачи, объект, предмет, научная, методологическая основы написания, а также структура курсовой работы.
В первой главе автор дает характеристику понятию и основным признакам органов государственного управления, классификации органов государственного управления, изучает высшие и центральные органы государственного управления.
Во второй главе автор изучает Правительство как высший орган исполнительной власти, компетенцию Правительства РК, а также анализирует отношения Правительства с другими органами государства.
В третьей главе исследованы внешние функции Правительства: выработка мер по проведению внешней политики, процедура денонсации международных договоров РК.
Результаты и выводы по теме курсовой работы обобщены в заключении.











1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов
К органам государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.
Органам государственного управления присущи основные черты, свойственные всем органам государственного аппарата:
- наличие в их распоряжении полномочий государственно-властного характера (издание от имени государства юридически обязательных актов, обеспечение их реализации путем применения мер воспитания, убеждения и поощрения, осуществление наблюдения за исполнением требований юридических актов, защиты этих актов от нарушений путем применения в необходимых случаях мер принужде

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


6
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов


6
1.2 Классификация исполнительных органов

9
1.3 Высшие и центральные исполнительные органы

10
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


17
2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления

17
2.2 Компетенция и полномочия Правительства РК

19
2.3 Взаимосвязь исполнительных органов РК с законодательными и судебными


26
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА


29
3.1 Выработка мер по проведению внешней политики Правительством РК


29
3.2 Процедура денонсации международных договоров РК

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

35

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

В области экономики Правительство  разрабатывает основные направления  государственной экономической  политики, стратегические и тактические  меры по ее осуществлению; экономические  программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов; осуществляет структурную и инвестиционную политику; вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования, устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; организует управление государственной собственностью, обеспечивает ее защиту[19].

В области социальной Правительство разрабатывает основные направления государственной политики, государственные программы; определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального  страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства. В области науки, техники, образования и культуры Пpaвительство разрабатывает и реализует планы научно-техническего развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования.

В области административно-политического  управления Правительство образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в Правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого устанавливаются и конкретизируются законодательными актами о государственной службе и порядке » ее прохождения. Вопросы отставки указанных должностных: лиц, не входящих в состав Правительства, не регулируются статьей 70 Конституции Республики Казахстан. Правительство также осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство  обеспечивает осуществление правовой реформы: разрабатывает и реализует  меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.

В области внешней  политики Правительство принимает  решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры I по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.

Возглавляет Правительство  Премьер-Министр, полномочия которого закреплены в Конституции Республики и в Указе Президента РК, имеющем  силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан». Премьер-Министр имеет следующие полномочия:

организует  работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между  своими заместителями и членами  Правительства;

представляет  Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой, другими государственными органами;

представляет  Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;

вносит Президенту Республики предложения: о структуре  и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении  министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность руководителя Аппарата Правительства, министра; председателя государственного комитета, акима области, города республиканского значения и столицы Республики; об освобождении от должности указанных лиц;

представляет  на утверждение Президенту единую систему  финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей  центральных и местных исполнительных органов[20].

Премьер-Министр  выполняет и другие полномочия, возложенные на него законодательством и связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» определены полномочия заместителей Премьер-Министра. Они входят в состав Правительства по должности и выполняют следующие полномочия: осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а также местных исполнительных органов в пределах порученной отрасли (сферы) государственного управления;

несут ответственность  за состояние дел в координируемых отраслях государственного управления, осуществляют контроль за исполнением  в них законов, актов Президента и Правительства;

вносят на рассмотрение Премьер-Министра и Правительства  предложения по назначению на должность  и освобождению от должности руководителей  соответствующих центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства[21].

Заместители Премьер-Министра по его поручению выполняют и другие функции.

Министры, председатели государственных комитетов являются членами Правительства. Они осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут  ответственность за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены Правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые Правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии (ст. 68 Конституции Республики Казахстан).

При Премьер-Министре Республики образуется Президиум как  постоянно действующий совещательный  орган Правительства. В состав Президиума Правительства входят по должности заместители Премьер-Министра и руководитель Аппарата Правительства. Премьер-Министр вправе включить в состав Президиума и других членов Правительства. Порядок подготовки и проведения заседаний Президиума Правительства определяется Регламентом.

Заседания Правительства  проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания созываются Премьер-Министром  либо Президентом. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей его членов. Заседания проводятся открыто по инициативе Президента либо Премьер-Министра, могут проводиться закрытые заседания Правительства.

Создается собственный  Аппарат Правительства, который обеспечивает информационно-аналитическое, правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Премьер-Министра и Правительства. Руководитель Аппарата назначается и освобождается Президентом по представлению Премьер-Министра. Руководитель Аппарата организует взаимодействие Аппарата Правительства с Администрацией Президента, Аппаратом Парламента, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными исполнительными органами.

Для выработки  предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства, при Правительстве образуются комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы. Эти органы возглавляет Премьер-Министр, его заместители, члены Правительства. Решения консультативно-совещательных органов носят рекомендательный характер.

Правительство Республики Казахстан в своей  деятельности руководствуется принципами унитаризма, разделения государственной  власти на три ветви, законности, гласности, обеспечения общественного согласия и политической стабильности, прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует  в законотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых, осуществляет нормотворчество в  рамках своей компетенции; в-третьих, контролирует нормотворческую деятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует нормотворческую деятельность местных органов исполнительной власти.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.

Конституционное положение о том, что Правительству  Республики Казахстан предоставлено  право законодательной инициативы, не означает, что Правительство может  вносить, может и не вносить проекты законов в Парламент. Правительство как особая ветвь государственной власти, обладающая широкими полномочиями в сферах, которые могут функционировать на основе законов, безусловно, заинтересовано в том, чтобы соответствующие законы принимались. Поэтому Правительство не только вправе, но и обязано постоянно заниматься законопроектной работой. С целью реализации права законодательной инициативы Правительство разрабатывает план законопроектной работы[22].

Организационной опорой Правительства в подготовке законопроектов являются министерства и ведомства. Предложения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики по разработке конкретных законопроектов вносятся Министерством юстиции в Правительство Республики. Оно после рассмотрения и обобщения направляет их в Мажилис Парламента для включения в перечень законопроектных работ. Исходя из перечня законопроектных работ и принятия по этим вопросам Парламентом Республики решений, центральные исполнительные органы в установленные сроки должны разработать и представить в Правительство законопроекты на казахском и русском языках. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители центральных исполнительных органов. Понятие «качество» весьма емкое. Подготовка законопроектов заинтересованными министерствами может привести к тому, что они через законы будут стремиться закреплять узковедомственные интересы. Если такое возобладает в проектах законов, то в случае принятия их они могут нанести вред интересам государства, общества, граждан. Поэтому «качество» закона включает в себя не только понятие совершенства законопроектов с точки зрения законодательной техники, но и понятие целесообразности законопроектов с точки зрения соответствия общим интересам. На это обращено внимание в Регламенте работы Правительства Республики Казахстан, утвержденном Правительством 22 февраля 1996 г. Так, проекты законов вносятся Правительству министерствами и государственными комитетами по вопросам своего ведения.

Для того чтобы  законопроекты имели соответствующее  качество, в необходимых случаях  представляются акты экономических, правовых, научно-технических и иных экспертиз. На рассмотрение Правительства вместе с проектом закона и соответствующими обоснованиями представляются справка о поступивших замечаниях, заключения экспертиз. Если законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы Правительства, затрагивают вопросы, отнесенные Конституцией и законами к полномочиям Президента, они подлежат согласованию с Президентом Республики.

Законопроекты, вносимые Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства либо его Президиума. Обсуждение законопроекта  проводится при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-Министра, на основании которого проект закона может быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.

Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис  Парламента. Конституция Республики Казахстан не предоставляет Президенту право законодательной инициативы. Но это не означает, что Президент отстраняется от процесса законотворчества. Одним из каналов воздействия на законотворчество является предусмотренное Указом о Президенте право Президента поручать Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента. Имеется в виду, что законопроект разрабатывается в Администрации Президента и через Правительство вносится в  Парламент[23].

Правительство вносит законопроект на рассмотрение Мажилиса Парламента и отстаивает его  принятие. В Регламенте Правительства РК, утвержденном постановлением Правительства от 23 февраля 1999 г., указывается, что уполномоченному лицу, представляющему в Парламенте РК проекты законов, внесенные Правительством, запрещается выражать согласие при их рассмотрении на внесение изменений и дополнений, связанных с концепцией закона, изменением правового содержания и предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, без согласования с Правительством. Ответственность за согласие на внесение изменений и дополнений по указанным основаниям без согласования с Правительством несут первые руководители государственных органов, представляющих в Парламенте Республики соответствующие законопроекты. В случаях вынесения на голосование парламентариями изменений и дополнений по указанным основаниям, не согласованных с Правительством, лица, представляющие проекты законов, обязаны требовать фиксации в стенограмме заседания своих возражений и незамедлительно информировать канцелярию Премьер-Министра об этих изменениях и дополнениях.

Информация о работе Органы государственного управления Республики Казахстан