Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………………………..3
2 Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления…………..5
3 Компетенция и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………….15
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления...21
5 Заключение…………………………………………………………………….26
6 Список используемых источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию 


 государственного образовательного  учреждения


высшего профессионального  образования


 

Юридический факультет

 

Кафедра теории государства и права и конституционного права

 

Курсовая работа

по конституционному праву

 

 

 

Органы и  должностные лица местного самоуправления в РФ

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

                                                                                             

.

 

Оренбург 2010г.

Содержание

 

1 Введение ………………………………………………………………………..3

2 Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления…………..5

3 Компетенция и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………….15

4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления...21

5 Заключение…………………………………………………………………….26

6 Список используемых  источников…………………………………………...29

 

Введение

 

Конституция РФ содержит специальную  главу о местном самоуправлении, состоящая из четырех статей (ст. 130-133). Ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст. 12).

В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое  практическое значение для решения задач, связанных с  организацией территориального управления.

Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения.

Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.

Развитие местного самоуправления - необходимая предпосылка для сохранения социокультурных комплексов. Оно воспитывает чувство любви к родному краю, оберегает культурные традиции, скрепляет население прочными духовными узами.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется  органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные −  экономические, юридические, организационные  и др.

У России свой менталитет, своя политическая культура, поэтому мы обязаны обустраивать свое государство исходя из глубинных корней общественного развития и традиций нашего народа.

 

1 Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся  территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих  полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической  системе управления обществом и  государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов  самоуправления обеспечивает такую систему управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления - это не только способ управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.1

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную  власть, являются структурными единицами  государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими  власть народа имеет форму государственной  власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной  из форм реализации власти народа. Поэтому  принимаемые ими в пределах своих  полномочий решения обязательны  на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции  РФ (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.2

Согласно Закону наличие  выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

а) вопросы местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно).

б) выполнение отдельных  государственных полномочий. Наделение  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству.

Основным содержанием  деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Фактически они определяют функции местного самоуправления, его  компетенцию.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов  Российской Федерации. Они оказывают  содействие федеральным органам  государственной власти, расположенным  на их территории, и органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного  самоуправления.

Наименования органов  местного самоуправления устанавливаются  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан, или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов  местного самоуправления определяется представительным органом вновь  образованного муниципального образования  после его избрания. Изменение  структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе, как путем  внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного  органа муниципального образования  об изменении структуры органов  местного самоуправления вступает в  силу не ранее чем по истечении  срока полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация  муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок  прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и  виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное управление предусматривает обязательное наличие  представительных органов местного самоуправления. Представительными  органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные  комитеты, советы депутатов и т.д.3 Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и региональными законами субъектов РФ.

Часть 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» относит к органам  местного самоуправления выборные органы, образуемые населением в соответствии с указанным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных  образований. Часть 2 статьи 34 Федерального закона содержит положение об обязательности наличия выборных органов местного самоуправления муниципальных образований, а статья 35 по существу определяет, что при любой структуре органов местного самоуправления муниципального образования имеется один обязательно образуемый выборный орган - представительный орган местного самоуправления.

В системе местного самоуправления муниципального образования могут  быть предусмотрены не только выборные органы, но и выборные должностные лица местного самоуправления, что следует из статьи 36 Федерального закона. Одно из возможных выборных должностных лиц местного самоуправления - глава муниципального образования.

Численный состав представительного  органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в муниципальном (местном) уставе. Представительный орган  поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган  муниципального района:

1) может состоять из  глав поселений, входящих в  состав муниципального района, и  из депутатов представительных  органов указанных поселений,  избираемых представительными органами  поселений из своего состава  в соответствии с равной независимо  от численности населения поселения  нормой представительства;

2) может избираться  на муниципальных выборах на  основе всеобщего равного и  прямого избирательного права  при тайном голосовании. При  этом число депутатов, избираемых  от одного поселения, не может  превышать две пятые от установленной  численности представительного  органа муниципального района.

Информация о работе Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ