Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………………………..3
2 Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления…………..5
3 Компетенция и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………….15
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления...21
5 Заключение…………………………………………………………………….26
6 Список используемых источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать документ)

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее  двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов  от установленной численности представительного  органа муниципального образования, а  если численность представительного  органа муниципального образования  составляет менее 10 человек - 1 депутат.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной  и другой творческой деятельности. Кроме того, депутаты представительного  органа муниципального образования  не могут одновременно исполнять  полномочия депутата представительного  органа иного муниципального образования  или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному  желанию;

3) признания судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

4) признания судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим;

5) вступления в отношении  его в законную силу обвинительного  приговора суда;

6) выезда за пределы  Российской Федерации на постоянное  место жительства;

7) прекращения гражданства  Российской Федерации, прекращения  гражданства иностранного государства  - участника международного договора  Российской Федерации, в соответствии  с которым иностранный гражданин  имеет право быть избранным  в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения  полномочий соответствующего органа  местного самоуправления;

10) призыва на военную  службу или направления на  заменяющую ее альтернативную  гражданскую службу;

11) в иных случаях,  установленных Законом о местном  самоуправлении 2003 г.

 

3 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

 

В связи с тем, что  общественные отношения в области  местного самоуправления, особенно при осуществлении форм непосредственной и представительной демократии, регулируются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, нормами обычаев и традиций, нормами общественных организаций), ответственность в системе местного самоуправления можно подразделить на юридическую, правовую ответственность, общественную ответственность (корпоративную ответственность) и морально-нравственную ответственность.8

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление  или ненадлежащее осуществление  своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Согласно статьи 70 Федерального Закона органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Таким образом, в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, можно выделить следующие виды ответственности: ответственность перед источником публичной власти - населением, ответственность перед государством, ответственность перед физическими и юридическими лицами.

Ответственность перед населением. Согласно ст. 71 131-ФЗ, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления перед государством. Согласно ст. 72 Федерального закона, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность перед государством наступает за нарушение действующего законодательства независимо от того, кому причиняется реальный ущерб - непосредственно государству или физическим и юридическим лицам.

В зависимости от субъекта, привлекаемого к ответственности  при осуществлении местного самоуправления, можно выделить ответственность муниципальных образований, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, ответственность государственных органов, ответственность физических и юридических лиц.

В зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность, можно выделить ответственность  перед источником публичной власти - населением либо его представительными  органами, перед государством, перед  физическими и юридическими лицами.

В зависимости от характера  правонарушения и санкции за его  совершение ответственность подразделяется на следующие виды: уголовная, административная, гражданско-правовая, публично-правовая, государственно-правовая, дисциплинарная, материальная.9

Уголовная ответственность. В соответствии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса РФ, основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Перечень этих деяний содержится в гл.30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (ст.285 уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями, ст.286 превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и др.).

Административная ответственность. Условия применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления могут устанавливаться как федеральными нормативными актами, так и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне основным нормативным актом, определяющим условия применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Кодекс РФ об административных правонарушениях .

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

Конкретные составы  административных правонарушений устанавливаются  в КоАП РФ, федеральных законах  и законах субъектов Российской Федерации.

 Дисциплинарная ответственность. Основным нормативным актом, определяющим условия применения дисциплинарной ответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Трудовой кодекс РФ.

В соответствии со ст.192 ТК РФ применяются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим  основаниям.

Должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности за нарушения трудовой дисциплины. Конкретные составы дисциплинарных правонарушений устанавливаются в ТК РФ, федеральных  законах и законах субъектов  Российской Федерации.

 Ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий. Должностные лица органов местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна органам государственной власти. Одновременно с принятием решения о наделении названными полномочиями должностные лица органов местного самоуправления должны получить необходимые материальные и финансовые средства для их реализации.

Недобросовестное осуществление  полномочий влечет ответственность  должностных лиц местного самоуправления перед государством. Но норма вводит важное ограничение степени ответственности наченных лиц за осуществление переданных им государственных полномочий: должностные лица местного самоуправления ответственны за осуществление только тех полномочий, возможность реализации которых полностью обеспечена органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Говоря об ответственности  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, можно отметить следующее:

разнесена ответственность  представительного органа муниципального образования перед государством (ст. 73) и главы муниципального образования  и главы местной администрации (ст. 74).

ответственность главы муниципального образования перед государством урегулирована в ст. 74 Федерального закона 131-ФЗ.

 

Заключение

 

Формирование местного самоуправления в России является одной из самых приоритетных задач политической реформы. Это длительный и сложный процесс, требующий преодоления целого комплекса трудностей.

Рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления, которые заложены в Конституции РФ.

Органы  местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных  сообществ, которыми они формируются  и перед которыми они несут  ответственность за надлежащее осуществление  своих полномочий.

Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее  контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения или по организации деятельности органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительные органы муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Компетенции и полномочия органа муниципального образования и должностного лица достаточно широкие. Это определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный Закон выделяет три вида ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими  и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность  за свои действия. К должностным  лицам местного самоуправления могут  применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Органы и должностные  лица местного самоуправления несут  конституционную ответственность  за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной  ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных  КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность  представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим  дисциплинарное правонарушение, и влекущего  неблагоприятные последствия для  нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение  дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед  различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы  и причиняющих имущественный  и иной ущерб. Эта ответственность  носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

 

 

Список используемых источников

 

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Феникс, 2009. – 64с. – ISBN 5-85880-444-6.

2 Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [федер.закон: принят Гос.Думой 16.09.2003 № 131 действующая редакция от 06.10.2003 №131-ФЗ].

Информация о работе Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ