Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………………………..3
2 Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления…………..5
3 Компетенция и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………….15
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления...21
5 Заключение…………………………………………………………………….26
6 Список используемых источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать документ)

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (ст. 45).

Представительный орган  местного самоуправления принимает  решения в коллегиальном порядке.

Исполнительные органы местного самоуправления - формируемые  представительными органами местного самоуправления и подотчетные им органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Ими являются местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях.

Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в структуру органов местного самоуправления, кроме представительного органа, входят глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исполнительными органами местного самоуправления могут являться:

- коллегиальный исполнительный орган (правление, местная администрация и т.д.);

- единоличный исполнительный орган (управляющий, староста и т.д.).

Для организации управления в определенной сфере создаются органы специальной компетенции.

Для осуществления руководства  и организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления  учреждается должность главы исполнительного органа (главы администрации и т.д.).

Глава местной администрации - глава муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  главы местной администрации  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса на замещение указанной  должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для  главы местной администрации  поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы  местной администрации муниципального района или городского округа - соответственно представительным органом муниципального района или городского округа, в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.4

В случае, если лицо назначается  на должность главы местной администрации  по контракту, уставом поселения, а  в отношении должности главы  местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом  муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации  могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность  главы местной администрации.

Лицо назначается на должность главы местной администрации  представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией  по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается  главой муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава местной администрации  не вправе входить в состав органов  управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.5

Структура местной администрации  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. Структура  администрации, т.е. состав ее органов, утверждается муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от полномочий и предметов ведения. Кроме того, количество создаваемых  органов, их состав, содержание деятельности существенно различаются в зависимости  от уровня муниципальной единицы, от того, является она городским или  сельским поселением, от особенностей ее экономики, численности жителей  и др.

В структуру местной  администрации могут входить  отраслевые (функциональные) и территориальные  органы местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации  на принципах единоначалия.

Структурные подразделения  исполнительного органа находятся  в подчинении его руководителя. Они  создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете, могут обладать правами юридического лица.

Как правило, к ведению  исполнительных органов муниципальных  образований отнесены: владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; охрана общественного порядка; жилищно-коммунальный комплекс; муниципальное образование; муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

 

2 Компетенция  и полномочия органов и должностных  лиц местного самоуправления

 

Компетенция представительного органа муниципального образования является предельно широкой: он может принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения данного муниципального образования. Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования:

1) принятие устава  муниципального образования и  внесение в него изменений  и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а также  об установлении тарифов на  услуги муниципальных предприятий  и учреждений;

7) определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка  материально-технического и организационного  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;

9) контроль  за исполнением органами местного  самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения.6

Компетенции представительского органа местного самоуправления несколько шире, они включают в себя:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

4) установление местных  налогов и сборов;

5) установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных уставами  муниципальных образований.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований  определяются федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований.

К иным полномочия могут  относиться:

1) финансовый контроль;

2) избрание главы города  и его заместителя;

3) учреждение органов  местного самоуправления города, отраслевых (функциональных) и территориальных  органов администрации города  с правами юридического лица  и утверждение положений о  них по представлению главы  администрации города 

4) формирование избирательной комиссии города в соответствии с действующим законодательством;

5) согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Полномочия органов местного самоуправления являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных  районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено  федеральным законом.

Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение может осуществляться только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы  и финансовые средства для осуществления  переданных им отдельных государственных  полномочий.

Федеральный закон предусматривает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые должны содержать:

1) вид или наименование  муниципального образования, органы  местного самоуправления которого  наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и  обязанностей органов местного  самоуправления, а также прав  и обязанностей органов государственной  власти при осуществлении соответствующих  полномочий;

3) способ (методику) расчета  нормативов для определения общего  объема субвенций, предоставляемых  местным бюджетам из федерального  бюджета, бюджета субъекта Российской  Федерации для осуществления  соответствующих полномочий, включая  федеральные или региональные  государственные минимальные социальные  стандарты;

4) перечень подлежащих  передаче в пользование и (или)  управление либо в муниципальную  собственность материальных средств,  необходимых для осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного  самоуправления, или порядок определения  данного перечня;

5) порядок отчетности  органов местного самоуправления  об осуществлении переданных  им отдельных государственных  полномочий;

6) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно:

1) в случае его роспуска  законом субъекта РФ;

2) в случае принятия  указанным органом решения о  самороспуске;

3) в случае вступления  в силу решения соответственно  верховного суда республики, края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа о неправомочности данного  состава депутатов представительного  органа муниципального образования,  в том числе в связи со  сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования  муниципального образования.

Депутаты представительных органов муниципального образования  обладают особым правовым статусом. Депутат - это избранный гражданами Российской Федерации, постоянно проживающий  на территории муниципального образования  представитель, уполномоченный осуществлять представительную власть в представительном органе муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования избираются на муниципальных  выборах на основе всеобщего равного  прямого избирательного права при  тайном голосовании.7

Информация о работе Органы и должностные лица местного самоуправления в РФ