Основные понятия собственности, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание

При написании данной работы я ставила перед собой ряд задач:
• Раскрыть основные понятия собственности;
• Показать роль и место собственности в общественных отношениях;
• Описать виды собственности;
• Дальнейшие перспективы развития собственности;

Содержание

Введение. 3
Раздел I. Место и роль собственности в системе общественных отношений. 4
Раздел II. Сущность собственности в экономике. 7
§1.Собственность как экономическая система. 7
§2.Изменение отношений собственности - важнейшее условие формирования рынка. 13
§3.Формы собственности в переходной экономике. 14
Раздел III.Основные виды собственности. 19
§1. Индивидуальная собственность. 19
§2. Частная собственность. 20
§3. Кооперативная собственность. 21
§4. Государственная собственность. 22
§5. Муниципальная собственность. 24
§6. Смешанные формы. 24
§7. Комбинированные формы. 24
Раздел IV. Права и обязанности собственника. 24
§1.Право общей собственности. 24
§2.Обязанность собственника по содержанию имущества. Риск
случайной гибели имущества. 24
§3.Ограничения права собственности. 24
§4.Зашита права собственности и других вещных прав. 24
Раздел V. Общие перспективы развития
организационно-правовых форм собственности. 24
Заключение. 24
Список используемой литературы.. 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основные понятия собственности РФ.docx

— 65.81 Кб (Скачать документ)

порой не самые удачные, но, на наш взгляд, достойные рассмотрения, поскольку

именно с них началась медленная и болезненная ломка  наших старых

экономических стереотипов.

Период перестройки ознаменовался  возрастанием внимания к бедственному

положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики  состоит в том,

что сочувствие и желание  помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы

люди жили лучше, надо производить  больше товаров и услуг высокого качества.

Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство

обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии,

однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то

возрастает не уровень  жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и

наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.

Мы считаем, что для  перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах

осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный  рынок.

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее

образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако

глубокому восприятию и пониманию  рынка советским человеком препятствует

несколько причин.

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных

проявлениях практически  не видели и не знали. Если кто и  бывал в странах

свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть

внутренних механизмов рыночных отношений.

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах,

институтах, по радио и  телевидению нам внушали, что  за рубежом загнивающая,

кризисная экономика с  эксплуатацией и порабощением трудящихся людей.

Учебники, содержащие подлинное  описание рынка и рыночной экономики, труды так

называемых буржуазных экономистов  либо вообще не переводились и не

издавались, либо становились  известными только узкому кругу специалистов.

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого  из нас при

слове “рынок”, так или  иначе связаны с колхозным  рынком, базаром, то есть

рыночными формами, существовавшими  в советской экономике. Но эти  аналогии

весьма далеки от реального  цивилизованного современного рынка  и, значит,

порождают искаженное представление  о подлинной рыночной экономике.

Термины “рынок” и “рыночная  экономика” в нашей стране обычно трактуются только

как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными  словами, как

торговля, обмен, но такое  представление примитивно.

[6]

     Рынок-это вся  система многообразных экономических  отношений между людьми,

возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления,

основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода

экономической деятельности.

Основное свойство экономики  рыночного типа состоит в распространении  рыночных

отношений на все хозяйственные  сферы, проникновение их во все отрасли, охват

всех регионов страны. Это  свойство можно назвать всеобщностью рыночных

отношений.

    

§3.Формы собственности  в переходной экономике

 

     Трансформация  собственности - от монополизма  к плюрализму форм

Изменения в отношениях собственности  стали основным стержнем эко­номически

реформ в бывших советских  республиках. В теоретическом пла  трансформация

собственности потребовала  решения проблемы: до какого уровня должна снизиться

доля государственной  собственности, какими темпами и  способами пойдет это

снижение, как и к кому должна перехо государственная собственность.

В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к сис,

сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и  смешанную

формы собственности на средства производства. Это вполне логично  сопрягается

с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполага свободу  производственной

и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно

быть преодолено господство ка-то одной формы собственности. Оно должно

быть заменено взаимно  до друг друга различными формами

собственности, каждая из ко оказалась бы наиболее приспособленной  к

конкретной сфере эконо, к каждому специфическому виду экономической

деятельности.

     Госсобственность  в переходный период

Особенность отношений между  субъектами и объектами собственности  на

федеральном уровне объясняются  следующими обстоятельствами:

·     результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на

судьбы многих людей, определяя  уровень их жизни, социальную защищенность,

состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие

общепризнанные человеческие ценности;

·     федеральная  собственность охватывает огромное число объектов,

расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

·     объекты федеральной  собственности отличаются большим  организационным и

правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального

хозяйства и предназначены  для использования в самых  разнообразных

направлениях;

·     реализация права  государства на объекты собственности  достигается через

функционирование системы  управления государственной собственностью,

представляющей собой  трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и  функцию

опорного звена всей хозяйственной  цепи. Процесс приватизации, ведущий  к

расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что

государственная собственность  бу полностью свернута. Есть такие  отрасли

народного хозяйства, кото нецелесообразно  дробить на элементы.

Это относится прежде всего  к крупным, наиболее важным комплексам, работающим

в интересах всего государства. Очевидно, что в России энер, транспорт,

производство оборонной  продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться

в сфере государственной  собствен. Сюда должны быть отнесены

материальные ресурсы  науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных  авторов, доля государственной собствен должна

составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные

позиции в народном хозяйстве  России, и этот сектор требует адекватной ему

системы управления. По-видимому, все госпредприятия мо быть разделены  на

две категории: одна - под  прямым управлением го, вторая - на полном

коммерческом расчете.

Важная проблема в развитии государственной собственности - прео­долени

монополизма, характерного для  административно-командной систе. К  концу 1990

г. в машиностроении бывшего  СССР доля монополизиро производства

достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые  государства

монополизм еще более  усугубился, так как мно предприятия-дублеры  оказались

по разные стороны новых  государс границ.

[7]

Понятно, что демонополизация  производства, основанного на госу­дарственно

собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление

монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,

механического раздела их на части. Для строительства же новых  предприятий-

дублеров потребовалось  бы слишком много средств, ко наша страна в

настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление  монополизма пойдет за счет диверсификации

производства на действующих  предприятиях, которым под силу использовать

свободные мощности (или расширять  действующие) для выпуска дефицитных

товаров.

В преодолении монополизма  может играть положительную роль исполь­зовани

опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные  законы. В

частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической

свободы"), в 1914г. - закон  Клейтона, запрещавший гори слияние

фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.)

распространил это запрещение на вертикаль слияния. За нарушение

антимонопольных законов  предусмотрена уго ответственность (штраф до

100 тыс.долл. с должностного  лица и тюремное заключение  до 3 лет). Суд может

заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от

монополизма.

В ряде стран Запада действуют  административные запреты на высокую  степень

монополизма. В США при  монополизации одной фирмой 90% рынка  предусмотрен

принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монопо ставится под

контроль государства. В  ФРГ один предприниматель мо владеть  не более чем

30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более

70%. Верхняя планка для  одной фирмы в Великобритании  установлена на уровне

20% рынка, в Норвегии  и Индии-25%.

Тем не менее, одной из главных  теоретических и практических проблем  явилось

разгосударствление, определение  и использование наиболее рациональных путей,

моделей приватизации.

Приватизация ¾ это  переход государственной собственности  в руки

отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или  возникновение

на базе государственных  предприятий различных смешанных  форм собственности.

После приватизации субъектами собственности становятся частное  лицо, работник

приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества,

холдинги и т.д.

Объектами приватизации могут  быть предприятия торговли и сферы  услуг,

жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия

промышленности и сельского  хозяйства.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где

процесс национализации принимал относительной широкие масштабы

(Великобритания, Франция), приватизация  проходила, например, в

Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения  акций;

подряда на оказание услуг; продажи  государственного жилья квартиросъемщикам;

отказ от государственной  монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот

длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению

приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные

направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий  на льготных

условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа  мелких

предприятий с аукциона и  т.д.

Цели приватизации связаны  с повышением эффективности хозяйственной

деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных  собственников-

предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности

работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной

среды, привлечение иностранных  инвестиций, содействие демократизации

экономики.

Приватизация направлена на социальную защиту населения и  развитие объектов

социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама

концепция приватизации, и  понятие частной собственности  было признано

официально. В результате, происходила своеобразная приватизация

государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление

государственной собственности. Смена собственников не привела  к эффективному

хозяйствованию. В экономике  утвердилось господство естественных монополий,

экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы

следующие меры, которые ранее  были использованы другими странами:

·     дифференцированный подход к приватизации крупных государственных

объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых,

средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции  между

предприятиями в различных  отраслях и с достаточным участием иностранных

инвесторов;

·     разнообразие способов передачи государственной  собственности в частные

руки;

предоставление краткосрочных  кредитов с гарантией государства  предприятиям,

деятельность которых  находится под квалифицированным  контролем, для

финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

    

     

Раздел III.Основные виды собственности.

 

§1. Индивидуальная собственность.

 

Эта форма концентрирует  в одном субъекте все перечисленные  признаки: труд,

управление, распоряжение доходом  и имуществом. В современной экономике  сюда

могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными

собственниками. К этой форме  могут быть отнесены: крестьяне, ведущие  свое

обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков");

частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены  труд,

управление, распоряжение доходом  и имуществом.

[8]

    

     

§2. Частная собственность.

 

Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в  том смысле, что 

основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или 

Информация о работе Основные понятия собственности, ее виды