Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа
При написании данной работы я ставила перед собой ряд задач:
• Раскрыть основные понятия собственности;
• Показать роль и место собственности в общественных отношениях;
• Описать виды собственности;
• Дальнейшие перспективы развития собственности;
Введение. 3
Раздел I. Место и роль собственности в системе общественных отношений. 4
Раздел II. Сущность собственности в экономике. 7
§1.Собственность как экономическая система. 7
§2.Изменение отношений собственности - важнейшее условие формирования рынка. 13
§3.Формы собственности в переходной экономике. 14
Раздел III.Основные виды собственности. 19
§1. Индивидуальная собственность. 19
§2. Частная собственность. 20
§3. Кооперативная собственность. 21
§4. Государственная собственность. 22
§5. Муниципальная собственность. 24
§6. Смешанные формы. 24
§7. Комбинированные формы. 24
Раздел IV. Права и обязанности собственника. 24
§1.Право общей собственности. 24
§2.Обязанность собственника по содержанию имущества. Риск
случайной гибели имущества. 24
§3.Ограничения права собственности. 24
§4.Зашита права собственности и других вещных прав. 24
Раздел V. Общие перспективы развития
организационно-правовых форм собственности. 24
Заключение. 24
Список используемой литературы.. 24
юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от
индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и
персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом
и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а
положение первых — экономической зависимостью.
[9] В промежуточном положении
находится управляющий (
как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по
распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не
применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить
как индивидуальную (или частно-трудовую).
§3. Кооперативная собственность.
В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но
это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее
единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, имеет
равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственность
может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе
кооператива, или без долевой, т. е. без выделения и персонификации
долей имущества каждого участника.
В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В
крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются
специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае
количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники
кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав
собственности — управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому
необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами
распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку
происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По
содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие
названия "рабочей собственности", которая образуется в результате выкупа
работниками предприятий у частных собственников.
§4. Государственная собственность.
От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности
находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у
государственного института публичной, политической и экономической власти.
Государство является верховным распорядителем имущества (условиями
производства). Управляют
производством назначенные
(менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в
том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных
участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.
Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь
высшую форму анонимности,
поскольку субъектом
предприятий выступают федеральные государственные органы.
Развитие процессов
нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного
уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому
некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы
обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и
иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и
институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных
программ.[10]
Государственная собственность
реализуется еще в одном
экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть
доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т.
д.) и перераспределяет их.
Госсобственность в переходный период
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на
федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
· результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на
судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие
общепризнанные человеческие ценности;
· федеральная собственность охватывает огромное число объектов,
расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
· объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и
правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального
хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных
направлениях;
· реализация права государства на объекты собственности достигается через
функционирование системы
управления государственной
представляющей собой
трехуровневую иерархическую
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию
опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к
расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что
государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли
народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим
в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт,
производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться
в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные
ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна
составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные
позиции в народном хозяйстве, и этот сектор требует адекватной ему системы
управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две
категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном
коммерческом расчете.
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление
монополизма, характерного для
административно-командной
превращением бывших республик
в независимые государства
усугубился, так как многие
предприятия-дублеры оказались
новых государственных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление
монополизма может осуществляться
путем разукрупнения
механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-
дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в
настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации
производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать
свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных
товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта
стран Запада. Во многих из них
действуют антимонопольные
США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в
1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно
могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил
это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов
предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного
лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки
в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
[11]
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень
монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен
принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под
контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем
30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более
70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне
20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось
разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей,
моделей приватизации.
Приватизация ¾ это
переход государственной
отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение
на базе государственных
предприятий различных
После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник
приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества,
холдинги и т.д.
Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг,
жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия
промышленности и сельского хозяйства.
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где
процесс национализации принимал относительной широкие масштабы
(Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в
Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций;
подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам;
отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот
длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению
приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные
направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных
условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких
предприятий с аукциона и т.д. Цели приватизации связаны с повышением
эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование
слоя частных собственников-
на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных
свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций,
содействие демократизации экономики.
Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов
социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама
концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано
официально. В результате, происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление
государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному
хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий,
экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы
следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:
· дифференцированный подход к приватизации крупных государственных
объектов с целью создания
экономической структуры с
средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между
предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных
инвесторов;
· разнообразие способов передачи государственной собственности в частные
руки;
· предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства
предприятиям, деятельность
которых находится под
для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.
§5. Муниципальная собственность
Наряду с государственной
муниципальная собственность
публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных
предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.).
Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно
муниципальными органами,
либо через назначенных
менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами,
руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.
§6. Смешанные формы.
Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений
экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности
происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего
усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм
соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри
государственных предприятий могут образоваться структуры
частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках
государственных предприятий образуются черты различных форм собственности.
Например, различные медицинские центры в государственных медицинских