Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:55, доклад
Специальному правовому регулированию создания и деятельности жилищных кооперативов, статуса их членов посвящен раздел V нового Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. (далее - Кодекс). Статьи данного раздела регламентируют отношения, связанные с созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов (далее также - жилищные кооперативы), а также определяют основные права и обязанности их членов. Содержащиеся здесь правовые нормы основываются на положениях ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах и во многом воспринимают опыт правового регулирования жилищных кооперативов ст. 111-126 ЖК 1983 г., ст. 19 Основ. При этом введено немало новых правил, на которые целесообразно обратить внимание.
1. Вводная часть.
2. Право на вступление в кооператив.
3. Создание и государственная регистрация жилищных кооперативов.
4. Прием в члены жилищного кооператива.
5. Реорганизация и ликвидация кооператива.
Определения понятий "квартира" и "комната" установлены в ст. 16 Кодекса.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается
часть жилого дома или квартиры,
предназначенная для
Кроме того, согласно ст. 15 Кодекса жилым может считаться только изолированное помещение. Некоторые авторы обращают внимание на то, что понятие "изолированное помещение" не раскрывается в ГК РФ и прежде не определялось ни в ЖК 1983 г., ни в Основах. Поэтому на практике предлагается исходить из общеупотребительного значения термина "изолированный" - отдельный, обособленный.
Решение о создании
жилищного или жилищно-
На учредительном
собрании принимается решение о
создании жилищного или жилищно-
Решение учредителей
кооператива (собрания учредителей) об
организации жилищного
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Кодекса физические и юридические лица, проголосовавшие за принятие указанного решения, становятся членами соответствующего кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. О моменте государственной регистрации подробнее будет сказано ниже.
Одним из основных
документов, необходимых для
Устав кооператива
является единственным учредительным
документом как жилищного, так и
жилищно-строительного
На основании своего устава жилищный или жилищно-строительный кооператив в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного потребительского кооператива.
Прежде уставы жилищно-строительных кооперативов принимались в соответствии с Примерным уставом, который был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 2.10.1965 г. N 1143. Этот правовой акт был признан утратившим силу, однако он может служить некоторым ориентиром при подготовке проектов уставов современных кооперативов в части, не противоречащей действующему законодательству.
В настоящее время правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п. 2 ст. 116 ГК РФ (требования к уставам всех потребительских кооперативов), в ст. 113 Кодекса.
Согласно ст. 113 Кодекса в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Наименование любого потребительского кооператива, в том числе жилищного, должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (п. 3 ст. 116 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Кроме того, устав
может содержать и иные положения,
специфичные для конкретного
кооператива при условии, что
они не будут противоречить
При подготовке
устава жилищного или жилищно-
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами, а также уставом кооператива. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
Объем специальной правоспособности конкретного кооператива определяется учредителями в его уставе при создании данного кооператива. В дальнейшем возможно изменение объема уставной правоспособности жилищного или жилищно-строительного кооператива путем внесения в его устав соответствующих изменений, которые подлежат государственной регистрации.
Помимо волеизъявления
учредителей жилищного или
Под государственной регистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Начиная с 1.07.2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, являлось МНС РФ (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в указанном реестре, установлены ст. 4-7 гл. II ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
За государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей (ст. 33333 гл. 253 НК РФ).
Правила, установленные в ст. 8-11 гл. III ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, и применяются в случаях, предусмотренных другими главами указанного Федерального закона: а) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения (гл. IV); б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем реорганизации (гл. V); в) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (гл. VII).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Документы представляются
в регистрирующий орган уполномоченным
лицом непосредственно или
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".
Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
Информация о работе Основы правового положения жилищного кооператива