Основы правового положения жилищного кооператива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:55, доклад

Описание

Специальному правовому регулированию создания и деятельности жилищных кооперативов, статуса их членов посвящен раздел V нового Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. (далее - Кодекс). Статьи данного раздела регламентируют отношения, связанные с созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов (далее также - жилищные кооперативы), а также определяют основные права и обязанности их членов. Содержащиеся здесь правовые нормы основываются на положениях ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах и во многом воспринимают опыт правового регулирования жилищных кооперативов ст. 111-126 ЖК 1983 г., ст. 19 Основ. При этом введено немало новых правил, на которые целесообразно обратить внимание.

Содержание

1. Вводная часть.
2. Право на вступление в кооператив.
3. Создание и государственная регистрация жилищных кооперативов.
4. Прием в члены жилищного кооператива.
5. Реорганизация и ликвидация кооператива.

Работа состоит из  1 файл

Основы правового положения жилищного кооператива.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель  юридического лица, выступающего учредителем  регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий  или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее  на основании доверенности или иного  полномочия, предусмотренного федеральным  законом, или актом специально уполномоченного  на то государственного органа, или  актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает  свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя  на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Нотариальное  удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о  создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

в) учредительные  документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических  лиц соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических  лиц.

Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий  орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации выдает (направляет) заявителю  документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Факт государственной  регистрации завершает процедуру  создания жилищного или жилищно-строительного кооператива и означает возникновение нового юридического лица - субъекта гражданских и жилищных правоотношений. Как уже отмечалось, с момента государственной регистрации кооператива возникают также правовые отношения членства в кооперативе для учредивших его лиц (правовое положение членов жилищных кооперативов подробнее будет рассмотрено ниже).

Необходимо обратить внимание на то, что с 1.07.2002 г. налоговый  орган, совершивший государственную  регистрацию юридического лица при  его создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или в результате реорганизации) и комплектом документов, представляемых при государственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории России. На основании указанных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственной регистрации. 
 
 
 
 
 
 

4. Прием в  члены жилищного кооператива 

Как уже отмечалось, первыми членами жилищного или  жилищно-строительного кооператива  становятся его учредители (лица, проголосовавшие  за организацию кооператива и утверждение его устава на собрании учредителей) с момента государственной регистрации данного кооператива в качестве юридического лица (см. ч. 5 ст. 112 и ст. 114 Кодекса).

Гражданин или  юридическое лицо, желающие стать  членом уже созданного жилищного кооператива, подают в правление соответствующего кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива (ч. 1 ст. 121 Кодекса).

Указанное заявление  должно быть рассмотрено в течение  одного месяца правлением жилищного  кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Граждане или юридические лица, не являющиеся учредителями данного кооператива, признаются членами жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией). 
 
 

5. Реорганизация  и ликвидация кооператива 

Статьи 122 и 123 Кодекса  устанавливают правила о реорганизации  и ликвидации жилищных и жилищно-строительных кооперативов и по сравнению с ЖК 1983 г. являются новыми.

Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого  юридического лица с переходом его  прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости  от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ.

Преобразование  жилищного кооператива представляет собой изменение организационной  формы такого кооператива, в результате которого возникает юридическое  лицо другого вида, предусмотренного законодательством. Решение о добровольном преобразовании жилищного кооператива принимает общее собрание его членов (конференция).

Для такой формы  реорганизации жилищного или  жилищно-строительного кооператива, как его преобразование, Кодекс в императивной норме установил ограничение: указанный кооператив может быть преобразован только в товарищество собственников жилья. В соответствии с ч. 1 ст. 135 Кодекса товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (о таких товариществах см. статьи гл. 13 и 14 раздела VI Кодекса).

Подчеркнем, что  указанное ограничение реорганизации  в форме преобразования в другую организационно-правовую форму действует  только для кооперативов, деятельность которых регулируется статьями раздела V Кодекса. Однако и другие специализированные потребительские кооперативы могут быть ограничены в возможностях преобразования. Например, допускается преобразование жилищного накопительного кооператива только в жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или в товарищество собственников жилья, а в юридическое лицо иной организационно-правовой формы - лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах").

В определенных случаях жилищные и жилищно-строительные кооперативы обязаны осуществить  реорганизацию в форме преобразования. Например, в соответствии с Вводным  законом, жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат до 1.01.2007 г. преобразованию в товарищество собственников жилья либо ликвидации. В этом случае кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса. По истечении указанного срока кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Данное положение  Вводного закона объясняется тем, что в случаях, когда все члены жилищного или жилищно-строительного кооператива полностью внесут паевые взносы за предоставленные соответствующим кооперативом жилые помещения, указанные помещения переходят в собственность членов кооператива. Таким образом достигается основная цель деятельности кооператива, ради которой он был создан - обеспечение потребности членов кооператива в жилье, и такой кооператив может быть ликвидирован (см. п. 2 ст. 61 ГК РФ), если не осуществит преобразование по правилам ст. 122 Кодекса и ст. 57-60 ГК РФ.

Жилищный кооператив считается реорганизованным в форме  преобразования с момента государственной  регистрации вновь возникшего товарищества собственников жилья (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ликвидация жилищных и жилищно-строительных кооперативов осуществляется по основаниям и в порядке, которые являются общими для всех юридических лиц и установлены в ст. 61-65 ГК РФ.

Главное отличие  ликвидации юридического лица от его  реорганизации в любой форме  заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей, например, ликвидированного кооператива к другим субъектам. Поэтому при добровольной или принудительной ликвидации жилищный или жилищно-строительный кооператив прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота.

Согласно ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению  его учредителей (участников, членов) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано (например, удовлетворение потребностей членов кооператива в жилье). Принудительная ликвидация юридического лица по решению суда возможна в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. 

Жилищный кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в порядке, установленном ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

Целесообразно также иметь в виду, что члены  любого потребительского кооператива  обязаны в течение трех месяцев  после утверждения ежегодного баланса  покрыть образовавшиеся убытки путем  дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (см. п. 4 ст. 116 ГК РФ).

После выполнения предписаний ст. 61-64 ГК РФ о ликвидации юридического лица для государственной  регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным  законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются: а) определение  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства; б) документ об уплате государственной пошлины (см. ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Порядок государственной  регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 указанного Федерального закона. Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. 

Ликвидационная  комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Общим для завершения ликвидации всех юридических лиц  является правило, установленное в  п. 8 ст. 63 ГК РФ. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица, такое юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы правового положения жилищного кооператива