Особенности гражданского общества в развивающихся странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание

Формирование любой демократической системы невозможно без конституирования одной из базовых ее составляющих – гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих трансформаций, позволяет избежать крайностей анархистских и тоталитарных тенденций в общественном развитии, обеспечивает основания социальной стабильности. В этих условиях нехватка ясного понимания природы гражданского общества оборачивается не только искаженным взглядом на реальность, но и блокированием возможных путей совершенствования социальной практики.

Содержание

1.Гражданское общество и его основные характеристики
1.1 Понятие и задачи гражданского общества………………………………….3
1.2 Структура и функции гражданского общества……………………………..6
2. Становление гражданского общества в современной России

2.1 Особенности становления гражданского общества в России……………...9
2.2 Проблемы становления гражданского общества в России……………….16
3. Особенности гражданского общества в развивающихся странах…………19

4.Гражданское общество в западных странах……............................................24

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

пол-я работа.docx

— 48.89 Кб (Скачать документ)

   Общественные  организации в развивающихся  странах нередко строятся на  основе этнических, региональных  отношений. Они действуют не  на демократических принципах,  не являются самообеспеченными,  опираются на государство и  иностранные источники финансирования  своей деятельности.

   Социальность  общинного типа доминирует в  традиционных секторах. Стремление  удержать общинные принципы социальности  усиливается, когда разрушается  изолированность традиционных социальных  преобразований. Данные явления  отмечаются в африканских, азиатских  и латиноамериканских государствах.

   Таким  образом, совокупность проблем  отсталости, зависимости, многоукладности  дает общую картину развивающихся  стран. Как отмечал Р. Пребиш, «на периферии одновременно присутствуют  и феномен зависимости, и тенденция  к воспроизводству обездоленности  и конфликтности, характеризующая  слаборазвитость... Если бы вдруг  исчез по мановению волшебной  палочки первый феномен, все  равно сохранилась бы названная  тенденция». Экономика развивающихся  стран отличается от промышленно  развитых капиталистических стран  как степенью развития, так и  моделью производства и распределения  материальных благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Гражданское  общество в западных странах.

 

Демократическое социальное государство представляет собой исторически определенный тип государства, реализованный  западными социал-демократиями в  индустриальную эпоху для поддержания  классового мира, социальной солидарности и взаимной ответственности государства, бизнеса, профсоюзов и гражданского общества за благополучие, достоинство, процветание граждан и развитие социальных сфер.

Общий концепт  западной демократии предполагает наличие  ограничений в деятельности государства, идущих от общества. Общество, способное  быть самостоятельным субъектом  деятельности и благодаря этому  ставить государство под особый контроль граждан, называется гражданским. Оно является самоорганизованным, структурированным, имеющим механизмы представительства  и контроля над государством со стороны  негосударственной сферы, политических партий, предпринимательских групп, профсоюзов и других неправительственных  организаций, общественных движений, правозащитных  групп и т.д.

По мере отхода социал-демократий Запада от кейнсианских трактовок роли государства в  экономике, гражданское общество стало  рассматриваться как общество, саморганизованное  и институционализированное таким  образом, чтобы сдерживать не только государство, но и рынок, не давать всему  обществу быть подверженным логике рыночной прибыли. Рыночная экономика и демократическое  государство функционируют при  цивилизующем влиянии гражданских  ассоциаций и неправительственных  организаций. Сегодня это ключевая формула реформируемого в условиях глобализации демократического социального  государства, снимающая традиционное левое и традиционно правое представление  о роли государства в экономике. На государство возлагаются арбитражные  и цивилизующие функции, а на гражданское  общество — контроль за бизнесом и  государством. Разумеется, для этого  надо быть уверенным в зрелости гражданского общества, его ценностей и институтов, что для России было бы преждевременным.

Все задачи демократического социального государства  на Западе решались посредством институционализации  социального контракта между  государством и гражданским обществом, а конкретно — между государством, работодателями, профсоюзами и общественными  ассоциациями и неправительственными организациями. Эти отношения построены на принципе солидарности, дополняемом, в случае необходимости, субсидиарным подходом. Основой достижения солидарности государства и других социальных сфер является компромисс, т.е. способность всех участников социального контракта жертвовать частью своих интересов для рационального достижения их базовой части, а также для достижения общественного блага, понимаемого как экономический рост, улучшение благосостояния всех граждан, социальная справедливость, социальное участие, благоприятная моральная атмосфера, культурное и духовное развитие, поддержание демократических и гуманистических ценностей, развитие прав и свобод.

Государство жертвует своим всевластием, поскольку  сознательно берет на себя ответственность  за состояние общества и желает разделить  бремя этой ответственности с  работодателями, профсоюзами и общественными  организациями. Работодатели соглашаются  поддержать принцип обеспечения  полной или приближающейся к этому  занятости в обмен на уменьшения требований профсоюзов непрерывно повышать заработную плату. Профсоюзы смягчают это требование ради обеспечения  полной занятости. Общественные организации  смягчают критику правительства  и высказывают солидарность с  его политикой ради достижения общего блага. Государство сотрудничает с  ними ради уменьшения бремени собственной  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы

1. Мамут Л.С.  Гражданское общество и государство:  проблема соотношения // Общественные  науки и современность, 2002, № 5

2.Володин Л.Г. Гражданское  общество и модернизация в  России // Полис, 2000, № 3

3.Левин И.Б. Гражданское  общество на Западе и в России // Полис, 1996, № 5

4.Мотрошилова  Н.В. О современном понятии  гражданского общества // Вопросы  философии, 2009, № 5

5.Мухаёв Р. Т. Политология: учебник для вузов: Издательство «ПРИОР», 2000

6. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5

7. Ослон А. Предварительные заметки /Поговорим о гражданском обществе /Сост. Е.В. Петренко. М., 2001

 

 


Информация о работе Особенности гражданского общества в развивающихся странах