Отчет по практике в Юрисприденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 11:01, отчет по практике

Описание

В процессе прохождения практики мною была выполнена следующая работа:

1.Ознакомился с организацией работы следственного отдела и следователей;

2.Изучил нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предварительного расследования

3.Изучил работу с заявлениями и сообщениями о преступлениях, работу с жалобами граждан, а также изучил порядок и сроки их разрешения.

4.Ознакомился с взаимодействием следователя с другими службами милиции и общественностью;

5.Изучил основные процессуальные документы, используемые в практической работе следователя; Изучил порядок их заполнения и составления (см. приложение);

6.Изучил организацию работы следователя на месте происшествия (см. приложения);

7.Изучил применение научно-технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений; Обучился применять фото и видео съёмки на месте происшествия;

Работа состоит из  1 файл

Отчёт МаруФан (Преддипломная).doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

       Успех в работе с носителем  личностной информации во многом  зависит от умения следователя  формулировать вопросы и тактически грамотно пользоваться этим средством получения информации.

     Вопросы, задаваемые допрашиваемому потерпевшему и свидетелю, подразделяются на основные, дополнительные, первоначальные, промежуточные, заключительные, уточняющие, конкретизирующие, напоминающие, детализирующие, уличающие, контрольные.

     Вопросы следователя должны быть адресными, лаконичными, корректными. Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, конкретной, понятной носителю информации. В нем не должны содержаться подсказка, элементы навязывания своего мнения. Нельзя задавать наводящих вопросов. Содержание вопроса не должно давать повода для предположительного ответа.

     Не  рекомендуется формулировать вопрос таким образом, чтобы в нем  фактически оказались заложенными  сразу несколько вопросительных суждений и предложений, каждое из которых требует самостоятельного осмысления и ответа. Такие формулировки могут поставить допрашиваемого в затруднительное положение. Когда на голову обрушивается сразу комплекс вопросов, по психологическому «закону края» отвечающий обычно схватывает суть последнего вопроса и, фиксируя на нем внимание, упускает из виду предшествующие вопросы речи.

     Нередко результативной, как уже отмечалось, оказывается реализация правила  неожиданной постановки основного (ключевого) вопроса. Тактика реализации принципа внезапности постановки основного(ых) вопроса(ов) определяется исходя из особенностей личности допрашиваемого и ситуации, сложившейся до начала допроса и во время его производства. В одних случаях к основному вопросу допрашиваемое лицо необходимо подготовить путем плавного перехода от обсуждения второстепенных незначительных обстоятельств дела, а то и от отвлекающего обсуждения тематики, выходящей за пределы предмета допроса. В других случаях целесообразен иной подход: допрос начинается сразу же с неожиданной для допрашиваемого постановки основного вопроса, как говорится, в лоб.

     В условиях экстраординарных ситуаций, острого дефицита времени первичный  допрос лица, обладающего важной для  обеспечения успеха неотложных оперативно-розыскных и следственных действий информацией (например, для преследования и захвата преступника по горячим следам), может быть произведен скоротечно по временно сокращенной программе. В таких случаях без всяких традиционных для обычного хода допроса преамбул внимание должно быть сконцентрировано на ключевом(ых) вопросе-(ах), существенном(ых) для сложившейся ситуации, требующей незамедлительного реагирования. Только после того как она стабилизируется, перейдет в нужное русло, источник частично переданной информации может быть еще несколько раз, но уже обстоятельно допрошен по полному кругу известных ему сведений.

     4. Изучил тактику  и методику осмотра  места происшествия:

     Следственный  осмотр заключается в непосредственном обнаружении и исследовании следователем объектов, имеющих значение для уголовного дела, с целью изучения их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Это следственное действие отличается от других как по своей процессуальной природе, так и по тактике проведения. При качественном проведении следственного осмотра удается обнаружить и исследовать большую часть следов преступления и преступника, а также других объектов, которые могут быть вещественными доказательствами, т. е. от этого следственного действия во многих случаях вообще зависит успех расследования.

     В соответствии со статьей 203 Уголовно-процессуального  кодекса Республики Беларусь, основанием для проведения осмотра места  происшествия, трупа, местности, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных данных полагать, что в ходе этих следственных действий могут быть обнаружены следы преступления и иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

     В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может  быть проведен до возбуждения уголовного дела.

     Цели  следственного осмотра состоят  в:

    1. обнаружении следов преступления;
    2. обнаружении вещественных доказательств;
    3. выяснении обстановки механизмов происшествия;
    4. выяснении иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

     В зависимости от объекта различают  следующие виды следственного осмотра:

     1) места происшествия;

     2) наружный осмотр трупа;

     3) предметов;

     4) документов;

     5) животных;

     6) местности и помещений, не являющихся  местом происшествия.

     Одной из разновидностей следственного осмотра является освидетельствование. Различают первичный и вторичный следственный осмотр.

     Общими  положениями тактического характера  осмотра являются:

  1. неотложность (своевременность);
  2. объективность, полнота и всесторонность;
  3. целеустремленность;
  4. использование научно-технических средств и помощи специалистов;
  5. соблюдение правил общения с исследуемыми объектами, разработанных криминалистами;
  6. единое руководство осмотра.

     Любой осмотр места происшествия ставит перед  следователем ряд вопросов: с чего начать осмотр, в какой последовательности его проводить, какие применить приемы и методы осмотра. Поскольку процесс осмотра делиться на три  последовательные стадии – общий обзор, детальный осмотр и заключительная стадия осмотра – начинать его  рекомендуется с общего обзора места происшествия.

     Осмотр  осуществляется на месте производства следственного действия. Если для  проведения осмотра потребуется  продолжительное время или осмотр на месте обнаружения следов преступления и иных материальных объектов значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место.

     В необходимых случаях при осмотре используются научно-технические средства, проводятся измерения, составляются планы и схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов. При возможности изымаются сами следы вместе с предметом или его частью.

     Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к уголовному делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются за подписью следователя, дознавателя и лиц, участвующих в осмотре.

     Все обнаруженное и изъятое при осмотре  должно быть предъявлено участникам осмотра.

     К участию в осмотре следователь, дознаватель вправе привлечь подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также специалиста. 

     Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание следователя, дознавателя  на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств уголовного дела.

     Осмотр  жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц или по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора  или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием понятых. Если жилище или иное законное владение являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и их осмотр не терпит отлагательства, то он может быть проведен по постановлению следователя, органа дознания без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном осмотре.

     При осмотре жилища и иного законного  владения должно быть обеспечено присутствие  проживающего в нем совершеннолетнего  лица. В случае невозможности его  присутствия приглашаются представители  жилищно-эксплуатационной организации  или местного исполнительного и распорядительного органа. При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц.

     Осмотр  в помещениях предприятий, учреждений, организаций, объединений проводится в присутствии представителей администрации, а в местах, где хранятся материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица.

     Осмотр  в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами  и учреждениями иностранных государств и международных организаций, которые  в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом, а равно в помещениях, в которых проживают сотрудники этих представительств и учреждений и их семьи, может проводиться лишь по просьбе или с согласия главы соответствующего представительства или учреждения и в его присутствии.

     Согласие  представительства или учреждения испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь. При проведении осмотра обязательно  присутствие прокурора и представителя  Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

     О проведении осмотра составляется протокол с соблюдением требований статей 193 и 194 Уголовно-процессуального кодекса  Республики Беларусь и т.д.

     Наружный  осмотр трупа на месте его обнаружения  проводит следователь, как правило, с участием врача - специалиста в области судебной медицины. Для осмотра трупа могут привлекаться также другие специалисты.

     Неопознанные  трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию.

     При необходимости извлечения трупа  из места захоронения (эксгумации) для осмотра следователь выносит постановление, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Постановление обязательно для администрации места захоронения, членов семьи и родственников умершего.

     Извлечение трупа из места захоронения и его осмотр проводятся с участием лиц, указанных в части 1 статьи 205 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

     О проведении извлечения трупа из места  захоронения составляется протокол с соблюдением требований статей 193 и 194 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

     При осмотре места происшествия помощь следователю может оказывать  и прокурор-криминалист, который  не только обеспечивает квалифицированный  осмотр места происшествия. Но и  обучает следователя правильным приемам осмотра.

     5. Изучил тактику  обыска и выемки:

     Обыском называется следственное действие, состоящее  в отыскании и изъятии объектов, имеющих значение для дела при  принудительном обследовании помещений, участков местности и других мест, а также граждан или их одежды.

     Выемкой называется следственное действие, состоящее  в истребовании и изъятии определенных предметов (вещей, документов), находящихся  во владении или ведении конкретного  лица или учреждения.

     Объединяет  указанные следственные действия: 1) одна и та же цель – изъятие у граждан и из учреждений, организаций предметов. Являющихся вещественными доказательствами; 2) изъятие предметов. Имеющих значение для дела, производиться не зависимо от желания тех, кто эти предметы хранит или владеет ими; 3) совпадение значительной части процессуальных требований к производству обыска и выемки.

     Различие  между этими следственными действиями состоит в том, что при выемке в отличии от обыска следователю  либо иному лицу точно известно, что, где и кого искать.

     Основанием  для проведения обыска является наличие  достаточных данных полагать, что  в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы.

     Основанием  для проведения выемки являются достаточные  данные о наличии определенных предметов  и документов, имеющих значение для  уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

     О проведении обыска и выемки следователем, органом дознания выносится постановление. Постановление о проведении обыска, а также выемки документов, содержащих государственные секреты  или  иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске.  Обыск проводится с участием понятых. В необходимых случаях при обыске и выемке участвует специалист. До начала проведения обыска или выемки следователь, дознаватель обязаны предъявить постановление об их проведении. Приступая к обыску, следователь, дознаватель предлагают выдать добровольно подлежащие изъятию орудия преступления, предметы документы и ценности. Которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия подлежащих изъятию орудий преступления. Предметов, документов и ценностей. Следователь. Дознаватель вправе не проводить дальнейших поисков. При проведении обыска могут вскрываться запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должны допускаться не вызываемые необходимостью повреждения запоров дверей и других предметов.

Информация о работе Отчет по практике в Юрисприденции