Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:21, контрольная работа
В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение подведомственности, ее виды и значение
Глава II. Разграничение подведомственности между судами общей
юрисдикции
Заключение………………………………………………………………….76
Список использованной литературы……………………………………...83
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие и значение подведомственности, ее виды и значение
Глава II. Разграничение подведомственности между судами общей
юрисдикции
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...83
Введение
В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.
Понятие "подведомственность" употребляется в различных смыслах:
а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
г) как предпосылка права на обращение в суд.
Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела.
Являясь институтом процессуального права, подведомственность самым непосредственным образом связана с более широким понятием компетенции судов каждой из ветвей судебной власти, которая в общем плане определена прежде всего в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Определены в Конституции и органы судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ (ст. 126) и арбитражные суды РФ, система которых возглавляется Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. 127).
С уверенностью можно сказать и о том, что уголовное судопроизводство как форма осуществления правосудия по уголовным делам присуще только судам общей юрисдикции и никакие другие суды не могут рассматривать уголовные дела.
Гораздо сложнее обстоит дело с осуществлением судебной власти посредством гражданского и административного судопроизводства. Именно в этих формах судопроизводства и важно разграничить компетенцию, поскольку споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений, рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.
Информационная база ---- М.К. Треушникова, В.М. Жуйкова, Б.Д. Завидова, В. Ершова.
Методологическая база
Цель настоящей работы –исследование института подведомственности дел судам общей юрисдикции.
Для ее достижения в работе предполагается последовательное решение следующих задач: определение понятия «подведомственность», характеристика ее основных видов и их значение
-
-
Актуальность данной темы определяется тем, что институт предусмотрен ст.й 46 Конституции – Основным законом страны. Положение, предусмотренное Конституцией РФ имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными юристами, посвящающими ей немалую часть своих исследований.
Объект
Предмет
Состав
Глава I. Понятие и значение подведомственности, ее виды и значение
Современный ГПК РФ предусматривает единственную специальную норму, посвященную вопросу подведомственности, - ст. 22. Однако законодательство, регулирующее данную область гражданского судопроизводства, достаточно обширно, поэтому для его раскрытия необходимо комплексное исследование источников как процессуального (ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (далее - Закон о судебной системе), ГПК РФ), так и материального (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.) права.
Основополагающие начала о подведомственности дел судам содержатся в Конституции РФ и принятых в развитие ее положений федеральных конституционных законах. Так, в Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных органов и третейских судов. Несмотря на множество органов и организаций - три формы защиты:
1. Судебная защита (подведомственность судебная - суд общей юрисдикции или арбитражный суд),
2. Административная защита (подведомственность административная),
3. Общественная защита (подведомственность дел общественным организациям)
Выделяют несколько видов судебной подведомственности:
- исключительную (дело м.б. рассмотрено только судом),
- альтернативную (спор может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица, как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации),
- договорную (возможность выбора органа, но по взаимному согласию сторон),
- императивную (когда дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора).
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:
- характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание - связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
- субъектный состав (состав участников спора);
- спорность либо бесспорность права;
- наличие договора между сторонами спора;
- характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
- орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов МСУ).
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.
По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов - два признака в совокупности:
- по характеру спор экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности,
-по субъектам - юридические лица и граждане-предприниматели (эти правила действуют и для споров с участием иностранных субъектов).
Ст. 33 Арбитражного ПК предусматривает специальную подведомственность: арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, кто участники спорных отношений (т.е. достаточно одного признака - характера спора). К подведомственности арбитражных судов относятся:
- дела по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ независимо от характера спорящих субъектов (производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами - дела в суды общей юрисдикции, как и дела по трудовым спорам);
- дела о защите деловой репутации в области предпринимательской или иной экономической деятельности (в любом случае).
Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, иностранных лиц, М/н организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
- дела по указанным в ст.122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
- дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК (по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ);
- дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства);
- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.46 и 47 ГПК);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.45 ГПК).
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Д.Х. ВАЛЕЕВ
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Согласно ст. 4 последнего в РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
В ч. 1 ст. 22 ГПК РФ перечислены те категории дел, которые относятся к компетенции указанных выше судов общей юрисдикции. При этом законодатель, выделяя шесть пунктов, фактически закрепляет шесть основных видов гражданского судопроизводства: исковое; приказное; по делам, возникающим из публичных правоотношений; особое; по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; по делам об оспаривании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. На наш взгляд, существует еще один, дополнительный, вид гражданского судопроизводства, непосредственно не обозначенный в указанной ст., - судопроизводство по разрешению некоторых вопросов, возникающих в исполнительном производстве.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Информация о работе Подведомственность дел судам общей юрисдикции