Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1].
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РФ
1.1 Основные права и свободы……………………………………………….
1.2 Классификация основных прав и свобод………………………………..
1.3 Личные права и свободы…………………………………………………
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
2.1 Система политических прав и свобод граждан РФ……………………..
2.2 Право участвовать в управлении делами государства………………….
2.3 Право избирать и быть избранными……………………………………..
2.4 Право на равный доступ к государственной службе……………………
2.5 Право обращений………………………………………………………….
2.6 Право на участие в отправлении правосудия……………………………
3 ПУБЛИЧНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
3.1 Право на свободу мысли и слова………………………………………….
3.2 Право на манифестацию…………………………………………………...
3.3 Право на объединение……………………………………………………...
3.4 Право на мирные собрания и публичные манифестации………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………
К числу экономических прав Конституция относит: свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности или право на экономическую деятельность[14], право частной собственности[15], в том числе право частной собственности на землю (ст. 36); трудовые права: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых (ст. 37).
В числе социальных прав Конституция называет охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище ; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду. К культурным правам Конституция отнесла право на образование , на свободу творчества на участие в культурной жизни.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права. Именно такова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека.
В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 199 г., и отражена в Конституции РФ 1993 года. Во всех предшествующих конституциях сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.
1.3 Личные права и свободы
Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь[16]. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности.[17]
Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.
Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений[18].
Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения.
Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст.24).
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.
В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).
Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни..
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации[19].
Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[20].
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РФ
2.1 Система политических прав и свобод российских граждан
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.
Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.
Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда можно отнести: избирательное право; право участвовать в управлении делами государства; право обращаться в государственные органы, право участвовать в управлении государством и отправления правосудия.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: право на свободу слова и печати, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на объединение.
2.2 Право участвовать в управлении делами государства
Право граждан на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления может осуществляться как непосредственно, так и через представителей. Право на участие в референдуме относится к непосредственной форме.
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования[21]. Решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными пунктами - волеизъявление народа, голосование, результат. Волеизъявление народа означает, что на референдуме свою волю выражают совершеннолетние граждане страны или соответствующей территории. При этом избиратель отдаёт предпочтение одному из вариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов; если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность выразить своё согласие или несогласие. Особенно важен третий аспект - результат, последствия. Референдум потому и назван выражением власти народа, что образовавшаяся в результате голосования воля большинства имеет обязательное значение.
Базовые начала референдума закреплены в Конституции РФ.
Законодательное закрепление порядка проведения референдумов на федеральном уровне происходит в следующих нормативно-правовых актах:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 2005 г.)[22]. Он является важным для всех видов референдумов, проводимых в Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»[23].
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации - в частности, постановление от 11 июня 2003 г. по делу о проверке конституционности федерального конституционного закона о внесении изменений и дополнений в закон 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»[24].
В большинстве субъектов Российской Федерации есть отдельные законы о референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общий избирательный кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить федеральному закону от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июня 2005 г.).
Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне является обязательным референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции; при принятии в состав Российской Федерации иностранного государства или его части. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Российской Федерации, объединяющихся в новый субъект. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум.
Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации