Политические права и свободы граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1].
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Содержание

1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РФ
1.1 Основные права и свободы……………………………………………….
1.2 Классификация основных прав и свобод………………………………..
1.3 Личные права и свободы…………………………………………………
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
2.1 Система политических прав и свобод граждан РФ……………………..
2.2 Право участвовать в управлении делами государства………………….
2.3 Право избирать и быть избранными……………………………………..
2.4 Право на равный доступ к государственной службе……………………
2.5 Право обращений………………………………………………………….
2.6 Право на участие в отправлении правосудия……………………………
3 ПУБЛИЧНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
3.1 Право на свободу мысли и слова………………………………………….
3.2 Право на манифестацию…………………………………………………...
3.3 Право на объединение……………………………………………………...
3.4 Право на мирные собрания и публичные манифестации………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

 

 

 

3.3      Право на объединение

 

Закреплённое в ст. 30 Конституции Российской Федерации право на объединение является правовой основой образования и деятельности политических партий, профсоюзов, молодёжных и детских общественных объединений, некоммерческих организаций, благотворительных организаций и др. Хотя в данной статье и не говорится о политических партиях, но из содержания ст. 13 Конституции Российской Федерации вытекает, что в Российской Федерации признаётся многопартийность и общественные объединения равны перед законом.

Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несёт все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений, кроме партий. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрация уставов устанавливается законодательством.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Существуют ограничения в соответствии со статьей[35] Федерального закона о статусе судей, по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре 1995 г. также ограничено такое право для прокуроров.

Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных Конституцией[36], государство не вправе ограничивать общественные объединения, вмешивается в их внутреннюю деятеьность.

 

3.4      Право на мирные собрания и публичные манифестации

 

Право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий - собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований - является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражение мнений и убеждений, права на создание общественных объединений и др.

Реальное осуществление этого права - залог народовластия, непосредственной демократии, поскольку публичное выражение требований, мыслей, убеждений имеет цель воздействовать на органы государственной власти или институты гражданского общества для решения определённых проблем.

С точки зрения предметной сущности, реализация права на манифестации может выражаться в виде протеста против политики и действий власти, либо выражения солидарности с властями, либо не иметь отношения к властям. Манифестационные мероприятия, к властям отношения не имеющие, - это чаще всего собрания, где граждане обсуждают текущие дела, митинги, шествия, демонстрации, на которых выражают отношение к своим политическим противникам, а также к международным событиям[37].

С точки зрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующее мероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, проводится в общественном месте - под открытом небом либо в нежилом помещении, в-третьих, предполагается определённое отношение властей к данному мероприятию.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» использует обобщённое для всех видов манифестаций понятие «публичное мероприятие»[38]. Под ним понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Целью публичного мероприятия согласно данному закону является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного в ст. 31 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

При проведении публичных манифестаций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Запрещение возможно в строго ограниченных случаях.

Федеральным законом о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях[39] предусмотрена административная ответственность за воспрепятствии организации или проведения собрания, митинга, демонстрации и др. публичных мероприятий. Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание должностных лиц за воспрепятствование проведению этих мероприятий (ст. 149).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы являлось изучение политических прав и свобод человека и гражданина.

В процессе выполнения данной работы было установлено, что конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда можно отнести: избирательное право; право на референдум; право обращаться в государственные органы, право участвовать в управлении государством и отправления правосудия.  Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: право на свободу слова и печати, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий.

Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из первых принадлежат исключительно только гражданам РФ.

      Политические права и свободы человека обуславливают его возможность влиять на политическую обстановку в стране, а следовательно на собственную жизнь и судьбу. Для Российской Федерации, которая стремится стать правовым государством и создать развитое гражданское общество, обеспечение политических прав и свобод является одной из важнейших задач.

           Многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно.   С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. По статистике Россия занимает 159-ое место в мире по уровню политических прав и свобод, и 2-ое место по уровню бюрократии.

 

 

Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: Официальное издание. М.: Юрид. Лид..1997.

2.     Российская газета" от 15 июня 2002 г. N 106, в "Парламентская газета" от 15 июня 2002 г. N 110-111, Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253.

3.     "Российская газета" от 30 июня 2004 г. N 137-д, Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710, "Парламентской газете" от 30 июня 2004 г. N 117.

4.      "Российская газета" от 19 июня 2003 г. N 117, в Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 25 ст. 2564, приложение к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 31,"Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 4.

5.     "Российская газета" от 14 июля 2001 г. N 133, "Парламентская газета" от 17 июля 2001 г. N 132, Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950.

6.     Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г. Ч. 1 ст. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

2

 



[1] Конституция РФ 1993 г. ст. 2

[2] Конституция РФ ст. 2.

[3] Конституция РФ 1993 г. ст. 17, ч.2

[4] Конституция РФ ст. 55, ч.1

[5] Конституция РФ ст. ст17, ч.3

[6] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

 

[7] Международный Правовой акт от 16 декабря 1966 года “О гражданских и политических правах”

[8] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России: учебн. – 4 е изд.,перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 217.

[9] Конституция РФ ст. ст.29.

[10] Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула

 

[11] Конституция РФ ст. ст.60.

[12] Конституция РФ ст. ст. 97.

[13] Конституция РФ ст. ст.81

[14] Конституция РФ ст. ст. 34.

[15] Конституция РФ ст. ст. 35

[16] Конституция РФ ст. 20.

[17] Конституция РФ ст. 21.

[18] Конституция РФ ст. 22-25.

[19] Конституция РФ ст.14.

[20] Конституция РФ ст. 29.

[21] Комарова В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. М., 2004.

[22] "Российская газета" от 15 июня 2002 г. N 106, в "Парламентская газета" от 15 июня 2002 г. N 110-111, Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253.

[23] "Российская газета" от 30 июня 2004 г. N 137-д, Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710, "Парламентской газете" от 30 июня 2004 г. N 117.

[24] "Российская газета" от 19 июня 2003 г. N 117, в Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 25 ст. 2564, приложение к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 31,"Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 4.

[25] "Российская газете" от 14 июля 2001 г. N 133, "Парламентская газета" от 17 июля 2001 г. N 132, Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950.

[26] "Парламентская газета" от 31 мая 2003 г. N 98, "Российская газета" от 31 мая 2003 г. N 104, Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.

[27] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

[28] "Российская газета" от 6 января 1997 г. N 3, Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1.

[29] "Парламентская газета" от 25 августа 2004 г. N 155-156, "Российская газета" от 25 августа 2004 г. N 182, Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528.

[30] "Парламентская газета" от 1-7 июня 2001 г. N 99, "Российская газета" от 2 июня 2001 г. N 105, Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2288.

[31] "Российская газета" от 19 марта 2002 г. N 48, "Парламентская газета" от 19 марта 2002 г. N 52, Собрание законодательства Российской Федерации от 18 марта 2002 г. N 11 ст. 1022.

[32] Лазарева В. В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 2004 г. С. 149.

[33] "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами", М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291., "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.

[34] "Российская газета" от 8 февраля 1992 г., Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.

[35] Конституция РФ ст.119.

[36] Конституция РФ ч 5 ст.13

[37] Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2005 г. С. 620.

[38] "Парламентская газета" от 22 июня 2004 г. N 111, "Российская газета" от 23 июня 2004 г. N 131, Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485.

[39] Федеральный закон от 18 июля 1995 г.


Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации