Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально- экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
Помимо ранее
рассмотренных видов занятости
в государственном и частном
секторе экономики, новым явлением
в сфере занятости населения
последних лет является деятельность
в неформальном секторе экономики.
Под этим подразумевается экономическая
деятельность граждан, которые не платят
налогов и которые трудятся в
незарегистрированных хозяйственных
структурах.
Международная организация труда рассматривает
неформальный сектор как совокупность
очень мелких единиц, производящих и распределяющих
товары и услуги и состоящих главным образом
из независимых, самостоятельно занятых
производителей. Многие из них используют
труд членов семьи, несколько наемных
работников или учеников. Внутри неформально
сектора можно выделить следующие, наиболее
известные разновидности профессиональной
занятости: частные уроки, медицинские
услуги, строительные работы, ремонт бытовой
техники, пошив одежды, “челночный” бизнес,
мелкая торговля.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И
БИРЖА ТРУДА
Как отмечалось
ранее, безработица является необходимым
элементом нормального
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.
Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.
Организационный
рынок труда - это высшая степень
развития рыночных трудовых отношений.
При этом, во-первых, государственная
политика занятости рассматривается
в качестве приоритетной составляющей
экономической политики и тесно
увязана с другими
Как показывает
опыт многих стран, наиболее приемлемой
государственной политикой
Основными принципами
государственной политики в области
занятости являются:
- обеспечение равных возможностей всем
трудоспособным гражданам независимо
от расы, пола, возраста, отношения к религии,
политических убеждений, национальности
и социального положения в реализации
права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан,
содействие и поощрение в развитии их
способностей к производительному и творческому
труду;
- координация деятельности в области
занятости с другими направлениями экономической
и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов)
предпринимателей, трудовых коллективов,
их формирований в разработке, реализации
и контроле за выполнением мер по обеспечению
занятости во взаимодействии с органами
государственного управления;
- предоставление социальных гарантий
и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области
занятости, проведение специальных мероприятий
для трудоустройства граждан, желающих
работать;
- международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения, включая
профессиональную деятельность граждан
за рубежом и трудовую деятельность иностранных
граждан у себя в стране, соблюдение международных
трудовых норм.
Реализация государственной
политики занятости населения
Это деятельность государства распространяется
не только на государственный сектор экономики,
но и на частный. б) создание условий со
стороны государства для самозанятости
населения.
В этом плане
мировой опыт показывает, что наибольший
эффект приносит содействие со стороны
государства развитию малого и среднего
бизнеса. Для этого должна быть сформирована
соответствующая
Структурная перестройка централизованной
экономики и становление ее на рыночные
рельсы неизбежно порождают структурную
безработицу, которая характерна в переходный
период для России. На рынке рабочей силы
складывается ситуация, характеризующаяся,
с одной стороны, избытком кадров старых
профессий и, с другой - недостатком квалифицированных
кадров, необходимых для обеспечения современных
технологий. Поэтому одним из приоритетных
направлений политики государства в области
занятости является обучение и переобучение
кадров в соответствии с требованием времени.
Следует заметить, что переобучение кадров
не должно носить временный характер,
а осуществляется постоянно в соответствии
с изменениями рыночной конъюнктуры. В
Германии, например, большое внимание
уделяется подготовке кадров к конкретному
производству. Для этого обучение организуется
непосредственно на предприятиях и при
этом выплачиваются стипендии (первый
год - около 1тыс.марок ежемесячно, а оставшиеся
2,5 года - 1400 марок). г) Поощрение территориальной
мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать
всяческое содействие и материальную
помощь тем гражданам и семьям, которые
решили поменять место жительства и переехать
в те районы, которые испытывают недостаток
рабочей силы. Кроме того, важным направлением
государственной политики занятости должны
быть мероприятия по организованному
набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена
места жительства всегда сопряжена со
значительными материальными и моральными
издержками, поэтому рассчитывать на успех
в борьбе с безработицей через переселение
людей в другие районы не приходится. Организованный
же набор рабочей силы позволяет решать
вопросы трудоустройства с меньшими издержками
для человека и большим эффектом для экономики
(например, вахтовый метод работы в районах
Дальнего
Севера или в районах, пораженных аварией
на ЧАЭС). д) Регулирование международных
потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные
соглашения, регулирующие передвижение
рабочей силы между государствами. В свою
очередь каждая из стран, исходя из собственной
экономической ситуации, формирует внутреннее
законодательство, поощряющее или ограничивающее
приток иммигрантов в страну. В международной
практике всегда поощряется приток в страну
видных ученых и специалистов уникальных
процессов. е) Регулирование демографических
процессов.
Государство должно отслеживать процессы
рождаемости и смертности, и в случае проявления
негативных тенденций принимать меры
по их регулированию.
Рабочая сила, как известно, это совокупность
физических и умственных способностей
человека, поэтому качество рабочей силы
и ситуация на рынке рабочей силы зависят
не только от самого человека, но и от той
политики, которую проводит государство
в области демографических процессов.
Основные направления улучшения занятости и снижения безработицы (в том числе скрытой) путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы и предложение рабочей силы схематически изображены в Приложение № 1.
Реализация каждого
направления и мероприятия
РАБОТА
на тему : Политика занятости населения
Исполнитель: специальность Финансы и Кредит группа 235
Ф.И.О. студента
Пучкина Инна
Игоревна
No. зачетной книжки 97ФФБ7407
Руководитель
Ф.И.О.руководителя
Цветкова Светлана
Игоревна
Москва 1999 г
П л а н
1. Введение
2. Безработица,
ее формы, причины и социально-
2.1. Виды и формы безработицы
2.2. Причины возникновения безработицы
2.3. Последствия безработицы
2.4. Безработица в современной России.
3.Проблемы занятости населения
4. Государственная
политики занятости и
Биржа труда.
5. Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально- экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.
Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.
Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.
Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
Что же понимается под рынком труда?
Это, прежде всего,
система общественных отношений, связанных
с наймом и предложением труда, т.е.
с его куплей и продажей; это
также экономическое
Рынок труда
представляет собой совокупный спрос
и предложение рабочей силы, который
за счет взаимодействия этих двух составляющих
обеспечивает размещение относительно
рабочих мест экономически активного
населения по сферам хозяйственной
деятельности в отраслевом, территориальном,
демографическом и
Прежде чем
рассматривать рынок рабочей
силы, следует выяснить роль и место
человека в общественном воспроизводстве
вообще, ибо не выяснив этого, мы
не сможем понять, почему для одного
человека экономические
(материальные) стимулы к труду являются
приоритетными, в то время как для другого
эти мотивации отсутствуют; почему распределение
доходов в обществе неравное; почему происходит
социальные конфликты и многое другое.
До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т.д. Результат таких обоснований- экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высокозатратное производство и т.д.