Понятие авторского договора и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.
Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;
2) всестороннее исследование источников авторского права;
3) анализ основополагающих элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение сфер действия авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6
Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования…………..26
2.2. Источники авторского права……………………………………………….28
2.3. Особенности элементов авторского права………………………………...34
2.4. Сфера действия авторских и смежных прав………………………………62
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69
3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69
3.2. Право авторства и право на имя……………………………………………81
3.3. Право на неприкосновенность произведения……………………………..87
3.4. Право на обнародование произведения. Другие авторские права……….89
3.5. Свободное использование произведений………………………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!!.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

- впервые законодательно  урегулирован порядок внесения  наследниками или иными правопреемниками автора изменений. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел автора; не должна быть нарушена целостность восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме;

- обладатели  авторских и смежных прав могут  создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе). Такие организации создаются в двух случаях: когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено; когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения;

- свободное  (без согласия автора или иного  правообладателя и без выплаты  вознаграждения) воспроизведение произведения допускается в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права автора представляют собой совокупность правомочий автора, закрепленных действующим законодательством, которые направлены на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

Авторские права  имеют двойственный характер: с одной  стороны, существует тесная связь с  личностью автора (здесь следует  говорить о неимущественном, личном праве, выражающем и охраняющем интересы личности автора как таковой), с другой - произведение является имущественной ценностью, а автор вправе извлекать имущественную выгоду из созданного им произведения. Дуализм природы авторских прав предопределил их разделение в европейском гражданском праве на две группы: имущественные и личные неимущественные права.

Российское  авторское право принадлежит  к семье европейского континентального права и развивается в целом  в рамках традиций последнего. Сохраняя верность традициям континентального европейского права, Гражданский кодекс РФ также делит авторские права на личные неимущественные и имущественные права.

В соответствии со статьей 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Согласно приведенному определению исключительных прав Гражданский кодекс РФ особо выделяет именно исключительные права, называя их первыми. Причина такого особого внимания законодателя к исключительному праву заключается, вероятно, в том, что из всей совокупности этих прав именно исключительное право является главным предметом гражданского оборота.

Такое выделение  имущественных прав автора характерно для континентальной правовой системы. Блок прав на произведение как на имущество  особого рода, и поэтому называемых "имущественными", занимает центральное место в правовой системе Запада в силу того, что лицо в обществе выступает прежде всего как собственник, а собственность признается основой существования общества.

Однако данный подход является весьма спорным. Это связано с тем, что личные неимущественные права автора первичны и предшествуют имущественным правам.

Более того, исключительные права не способны существовать сами по себе, и их производный характер от личных неимущественных прав очевиден. К примеру, недобросовестный автор при издании своего произведения включил в него часть чужого произведения без ссылки на реального автора, т.е. совершил плагиат, после чего передал имущественные права на использование произведения третьим лицам. В случае если будет доказан факт незаконного использования произведения, причинившего крупный ущерб автору, нарушителя авторских прав ждет уголовная ответственность, предусмотренная статьей 146 Уголовного кодекса РФ, а судьба предоставленных им кому-либо имущественных прав на произведение очевидна - они должны быть аннулированы. А в случае перехода произведения в общественное достояние следует признать исчезнувшими и исключительные права, каков бы ни был срок пользования ими по авторскому договору.

Более того, личные неимущественные права авторов выполняют усиливающую роль исключительных прав. Так, в случае столкновения интересов автора с интересами третьих лиц (к примеру, при коллизиях вещных прав на материальный носитель и имущественных прав на само произведение, воплощенное на этом носителе) суд принимал сторону лиц, которым принадлежат личные неимущественные права.

Такая позиция  основывается на естественно-правовой теории, точнее, на применении этой теории к авторским правам mutatis mutandis. Как  считается, права на свое творение имманентны автору. Закон, по сути, не наделяет его авторскими правами, а лишь подтверждает их наличие.

При характеристике личных неимущественных прав авторов  как субъективных гражданских прав необходимо отметить, что эти права  являются правами строго личного характера. Это означает, что данные права согласно статье 150 ГК РФ принадлежат гражданину (в данном случае автору) от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемы другим лицам иным способом, кроме случаев, предусмотренных законом, когда в установленном им порядке личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

По своему характеру  личные неимущественные права являются правами абсолютными. Автору противостоит неопределенный круг лиц, обязанных  воздерживаться от каких бы то ни было нарушений его личных неимущественных  прав.

Личные неимущественные  права как права, обладающие абсолютным характером, имеют определенную специфику по сравнению с иными субъективными правами (например, правом собственности). Их главной особенностью является то, что в их структуре отсутствует одно из правомочий, характерное для права собственности. Если право собственности предполагает возможность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, то для личных неимущественных прав это несвойственно. Автор осуществляет принадлежащие ему личные неимущественные права своими действиями вне рамок права. В связи с чем для личных неимущественных прав авторов как субъективных гражданских прав характерно наличие таких правомочий, как возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права и возможность прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты.

Из сказанного можно сделать вывод, что личные неимущественные права авторов  как самостоятельный вид субъективных прав, возникающие по поводу нематериальных благ, являются неотделимыми от личности автора, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы автора от вмешательства иных лиц, а также требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.

Личные неимущественные  права авторов охраняются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений51 (ст. ст. 6 bis, 15). Согласно пункту 1 ст. 6 bis Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимается право на авторство и на воспрепятствование всякому изменению, искажению и другого рода посягательствам в отношении авторской работы, которые могут быть направлены против репутации либо чести автора.

Следует отметить, что к проблемам правовой регламентации личных неимущественных прав авторов в Российской Федерации можно отнести отсутствие общей дефиниции личных неимущественных прав в Гражданском кодексе РФ. Кроме того, не прописаны основные положения, содержащие сущность, юридическую природу, виды и механизмы осуществления рассматриваемых прав.

К проблемам  правовой регламентации личных неимущественных  прав авторов также следует отнести  неопределенность состава личных неимущественных  прав в виде общего перечня. В ранее  действовавшем Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах"52 был закреплен точный перечень личных неимущественных прав автора, включающий право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, а также право на защиту репутации автора. Однако в общей норме пункта 2 ст. 1228 ГК РФ указывается только на одно правомочие - право авторства, являющееся важнейшим правомочием автора, поскольку им предопределяются все остальные имущественные и неимущественные права. Определить право авторства можно как предоставленную законом возможность действительному автору быть признанным таковым в установленном порядке.

В статье 6 bis Бернской конвенции особо подчеркивается, что "независимо от имущественных  прав автора и даже после уступки  этих прав он имеет право требовать  признания своего авторства на это произведение".

Помимо права  авторства к личным неимущественным  правам автора можно отнести и  иные права при условии прямой оговорки о них в Гражданском  кодексе РФ.

Путем отсылки  к пункту 2 ст. 1255 ГК РФ за авторами признается еще одно правомочие - право на имя. Под правом на имя понимается право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно. В частности, автор сам выбирает способ и полноту указания своего имени. Отнесение права на имя к личным неимущественным правам автора явствует из текста общей для личных неимущественных прав нормы пункта 2 ст. 1228, в которой говорится о некоторых общих свойствах права авторства и права на имя.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ выделяет два основных правомочия автора: право авторства и право на имя.

Что касается иных личных неимущественных прав (право  на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв), не раскрытых в пункте 2 ст. 1228 ГК РФ, то в отношении их ясность отсутствует. Однако, поскольку принадлежность автору наряду с ними исключительного (т.е. имущественного) права оговорена в пункте 2 ст. 1255 ГК РФ особо, относиться они могут либо к личным неимущественным, либо к "иным" интеллектуальным правам53.

Статьей 1266 ГК РФ предусмотрено закрепление за авторами особого права на неприкосновенность произведения, согласно которому не допускается  без письменного согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Ранее в пункте 1 ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве  и смежных правах" указанная  норма была представлена значительно уже и именовалась правом на защиту репутации автора. Указанное право подлежало применению в случаях внесения таких изменений, которые могли нанести ущерб чести и репутации автора. Однако оно в меньшей степени, в отличие от пункта 2 ст. 1266 ГК РФ, противоречило праву автора, закрепленному в статье 6 bis Бернской конвенции.

Согласно указанной  статье Конвенции автор вправе противодействовать любому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести  и репутации автора.

В пункте 2 ст. 1266 ГК РФ отсутствует указание на право автора противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести и репутации автора. В связи с чем, на наш взгляд, по законодательству Российской Федерации, в отличие от норм международного права, автору предоставляется наименьшая степень защиты его прав.

Кроме того, право  на защиту репутации автора в ранее  действовавшем Законе об авторском  праве было отнесено к личным неимущественным  правам автора, что является более  правильным с точки зрения возможности применения в случае нарушения права на неприкосновенность такой меры защиты, как публикация решения суда о допущенном нарушении, применяемой в отношении личных неимущественных прав (п. 1 ст. 1251 ГК РФ).

Таким образом, к проблемам правовой регламентации личных неимущественных прав авторов следует отнести отсутствие в Гражданском кодексе РФ прямого указания на то, что право на неприкосновенность произведения (исполнения) является личным неимущественным правом.

Представляется, что неопределенность классификации личных неимущественных прав автора может быть связана с существенными различиями в составе личных неимущественных прав для различных категорий объектов, приведенных в пункте 1 ст. 1225 ГК РФ. Следует отметить, что отсутствие такого перечня частично восполняется отсылками из пунктов 2 и 3 ст. 1251 ГК РФ. В статье 1255 ГК РФ перечень авторских прав дан без выделения в нем личных неимущественных прав в явной форме, что может создать проблемы применения законодательства об их защите.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Всеобщая декларация  прав человека принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря  1948 г.

2. Бернская конвенция  по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в ред. от 28 сентября 1979 г.

3. Всемирная  конвенция об авторском праве  от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в  Париже 24 июля 1971 г.). Пересмотренная  Конвенция и протоколы к ней  вступили в силу 10 июля 1974 г.

4. Конвенция  об охране интересов производителей  фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм (Женева, 29 октября  1971 г.). Конвенция принята Международной  конференцией государств по охране  фонограмм, состоявшейся в Женеве 18 - 29 октября 1971 г. Конвенция вступила в силу 18 апреля 1973 г.

5. Конвенция,  учреждающая Всемирную организацию  интеллектуальной собственности  (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции  от 2 октября 1979 г.; вступила в силу  для СССР 26 апреля 1970 г.).

6. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций принята Дипломатической конференцией по международной охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 10 - 26 октября 1961 г.). Конвенция вступила в силу 18 мая 1964 г. Российская Федерация стала участницей Конвенции 26 мая 2003 г.

Информация о работе Понятие авторского договора и его виды