Понятие и признаки юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Русский дореволюционный цивилист Г.Ф.Шершеневич таким образом определял юридическое лицо: «Под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права» сноска. Аналогично и Д.И.Мейер говорил о юридическом лице как о субъекте права, который не подходит под понятие физического лица. Данные определения достаточно абстрактно представляли нам фигуру юридического лица, подчеркивая лишь его сущность как субъекта права, существующего наравне с субъектом права - физическим лицом сноска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и признаки юридического лица………………………………6
1.2 Правосубъектность юридических лиц. Индивидуализация юридических лиц. Органы юридического лица. …………………………17
ГЛАВА 2. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦ
2.1 Ликвидация юридического лица в добровольном порядке………….23
2.2 Ликвидация юридического лица по решению суда…………………. 26
2.3 Банкротство (экономическая несостоятельность) …………………..28
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа исправленная.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Решение о добровольной ликвидации.

Решение о добровольной ликвидации юридического лица принимается учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в порядке, установленном учредительными документами и законодательством Республики Беларусь. Если решение о добровольной ликвидации принимается в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо или достижением цели, ради которой оно создано, то такие основания должны быть указаны в решении. Орган, принявший решение о ликвидации, имеет право одновременно с принятием решения о ликвидации назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации. Орган, принявший решение о добровольной ликвидации, обязан направить в регистрирующий орган уведомление в письменной форме о принятии решения о добровольной ликвидации с приложением копии решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Согласно Статье 7,существует определенный порядок назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) при добровольной ликвидации. Орган, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), председателя ликвидационной комиссии и установить порядок и сроки ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) осуществляется в течение  5 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации, если ликвидационная комиссия (ликвидатор) не назначена решением о добровольной ликвидации. Ликвидатором, членами ликвидационной комиссии, председателем ликвидационной комиссии могут назначаться учредители (участники), собственник имущества ликвидируемого юридического лица, их представители, руководитель ликвидируемого юридического лица, а также иные лица.  Исполнение обязательств членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) перед ликвидируемым юридическим лицом регулируется возмездным либо безвозмездным гражданско-правовым договором, настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь. Орган, принявший решение о ликвидации, вправе возложить на себя осуществление ликвидации. В этом случае в решении необходимо указать, какие полномочия возлагаются на него: ликвидатора или ликвидационной комиссии.                                                                                                                                                                                                                   Полномочия ликвидационной комиссии:

1. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица.

2. На период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя юридического лица переходят к председателю ликвидационной комиссии.

3. Председатель ликвидационной комиссии действуют без доверенности от имени ликвидируемого юридического лица.

4. Председатель ликвидационной комиссии:  организует работу ликвидационной комиссии; определяет обязанности, место, порядок и режим работы членов ликвидационной комиссии; подписывает юридические и иные документы, направляемые в государственные, иные органы и организации; привлекает путем заключения гражданско-правовых договоров физических и юридических лиц для осуществления действий, связанных с ликвидацией юридического лица; осуществляет иные полномочия, связанные с ликвидацией юридического лица.

В полномочия ликвидатора входит:                                                                                                   Если ликвидатором является физическое лицо, то с момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, в том числе полномочия руководителя ликвидируемого юридического лица. Если ликвидатором является юридическое лицо, то с момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, а полномочия руководителя ликвидируемого юридического лица осуществляет уполномоченное физическое лицо ликвидатора.                                                                                                                Полномочия органа, принявшего решение о ликвидации

Орган, принявший решение о ликвидации, осуществляет полномочия по:

                  замене членов ликвидационной комиссии (ликвидатора); утверждению промежуточного ликвидационного баланса;

                  принятию решения о прямой продаже имущества ликвидируемого юридического лица для расчетов с кредиторами;

                  утверждению ликвидационного баланса;

                  распоряжению имуществом ликвидируемого юридического лица, переданного ликвидационной комиссией (ликвидатором) после удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

Орган, принявший решение о ликвидации и возложивший на себя осуществление ликвидации, кроме указанных в настоящей статье полномочий, осуществляет полномочия и обязанности, установленные настоящим Законом  для ликвидационной комиссии (ликвидатора).

 

2.2 Ликвидация юридического лица по решению суда

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае:

                  непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

                  осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

                  экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

                  уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждаемого Декретом Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

                  в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель – предпринимательскую деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя), за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта. Индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации.

 

2.3 Банкротство (экономическая несостоятельность)

 

В соответствии с  Указом  Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 178 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508» НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Данным Указом в Беларуси оптимизируется порядок функционирования института экономической несостоятельности (банкротства), а также совершенствуется правовой механизм деятельности временных (антикризисных) управляющих, обусловленные анализом и практикой применения Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» РЕДАКЦИЯ.

Так, за комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), создаваемыми при органах государственного управления, концернах, местных исполнительных и распорядительных органах, закрепляется обязанность проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов по санации (ликвидации) предприятий. Это позволит усилить ответственность министерств, концернов и исполкомов за проведение досудебного оздоровления и процедур экономической несостоятельности (банкротства) в отношении подведомственных организаций.

Управляющим - юридическим лицам предоставляется возможность участия в процедурах банкротства. При этом юридические лица должны пройти обязательную аккредитацию в государственных органах и иных организациях, подчиненных правительству, исполкомах. Такой подход будет способствовать повышению ответственности министерств, концернов и исполкомов за привлечение антикризисных компаний всех форм собственности к финансовому оздоровлению предприятий отрасли (региона).

Кроме того, управляющим - юридическим лицам предоставляется право осуществлять сопутствующие антикризисному управлению юридические, оценочные, консультационные услуги, научные исследования, образовательную деятельность. Снимается ограничение на количество дел, проводимых одним управляющим по ликвидационной процедуре. Вместе с тем сохраняется ограничение на участие управляющего в одном деле о банкротстве в отношении организации в процедуре защитного периода или санации.

Указом определяется механизм выплаты вознаграждения управляющим в случае отсутствия или недостаточности имущества должника. Вознаграждение будет выплачиваться за счет средств республиканского бюджета, но только в случае завершения ликвидационного производства.

Усиливается ответственность руководителей должников, иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания. Если банкротство должников вызвано действиями (указаниями) таких лиц, то они независимо от прекращения трудовых отношений с должником могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. В Указе новая категория названа временные (антикризисные) управляющие, а также введены некоторые ограничения на деятельность управляющих.

В частности, в соответствии с пунктом 1.24 Указа одно и то же лицо не может осуществлять права и (или) обязанности временного (антикризисного) управляющего и (или) представителя временной администрации более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делу о банкротстве ликвидируемых должников - юридических лиц и отсутствующих должников.

В соответствии с Законом о банкротстве в отношении ликвидируемого должника предусмотрена упрощенная процедура банкротства (раздел XI Глава 1). В дальнейшем ряд государственных органов, включая орган государственного управления по делам о банкротстве, распространили данную норму и на управляющих-лицензиатов. Аргументация ошибочности применения данной нормы в отношении управляющих-лицензиатов представлена авторами в статье «О разграничении категорий антикризисных управляющих и применимости к ним ряда правовых норм в целях обеспечения стратегических интересов отечественной экономики». Следствием такого ее расширенного толкования стала недостаточность количества управляющих для назначения их на новые дела о банкротстве. Сложившаяся ситуация с дефицитом антикризисных управляющих препятствовала своевременному судопроизводству. Она также ущемляла права кредиторов и должников. Затягивание (отсрочки) начала процедуры банкротства всегда ведет к росту задолженности должника и, как следствие, к снижению вероятности его расчетов по своим обязательствам. Причем, чем больше номер очереди, к которой относится тот или иной кредитор, тем в большей степени снижается эта вероятность. Из-за отсрочки начала процедуры банкротства несут дополнительные потери даже те кредиторы, с которыми должник рассчитывается в полном объеме. Ведь деньги, как известно, имеют временную ценность, иными словами, деньги сегодня стоят дороже, чем завтра. Страдает в этой ситуации и должник, так как чем дальше отодвигается срок начала процедуры банкротства, тем ниже шансы на его санацию. Описанная выше проблема, как ни странно, нашла свое разрешение изнутри. Логика его довольно проста. Если государственные органы управления не разрешают управляющему-лицензиату, тем более юридическому лицу, участвовать более чем в одном производстве по делу о банкротстве по полной процедуре, и не ограничивают количество дел по упрошенной процедуре, то, следовательно, надо упредить ситуацию таким образом, чтобы судами возбуждались производства по делам о банкротстве ликвидируемых должников. Становлению данного процесса способствовали и определенные недоработки в Законе о банкротстве.

«Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей».

Информация о работе Понятие и признаки юридического лица