Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, курсовая работа
Русский дореволюционный цивилист Г.Ф.Шершеневич таким образом определял юридическое лицо: «Под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права» сноска. Аналогично и Д.И.Мейер говорил о юридическом лице как о субъекте права, который не подходит под понятие физического лица. Данные определения достаточно абстрактно представляли нам фигуру юридического лица, подчеркивая лишь его сущность как субъекта права, существующего наравне с субъектом права - физическим лицом сноска.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и признаки юридического лица………………………………6
1.2 Правосубъектность юридических лиц. Индивидуализация юридических лиц. Органы юридического лица. …………………………17
ГЛАВА 2. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦ
2.1 Ликвидация юридического лица в добровольном порядке………….23
2.2 Ликвидация юридического лица по решению суда…………………. 26
2.3 Банкротство (экономическая несостоятельность) …………………..28
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..38
Итак, для того, чтобы в отношении должника могла быть применена упрощенная процедура банкротства, необходима совокупность следующих условий:
1. В соответствии с законодательством должно быть принято решение о его ликвидации.
2. Должнику должна быть известна стоимость его имущества.
3. Должны быть установлены требования кредиторов к данному должнику.
4. Стоимость имущества должника не должна превышать размер установленных требований кредиторов.
ВЫВОД
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой достаточно сложную процедуру, порядок проведения которой можно представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами ликвидации являются:
выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица;
составление промежуточного ликвидационного баланса;
продажа имущества ликвидируемого юридического лица;
выплата денежных сумм кредиторам;
составление ликвидационного баланса.
Решение о ликвидации юридического лица может быть принято его учредителями (участниками) либо его органом, уполномоченным на то учредительными документами, а также судом и регистрирующим органом. Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации.
Если подобное решение принимается учредителями участниками) юридического лица либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, оно находит свое отражение в протоколе заседания коллегиального органа или органа, действующего на основе единоначалия. В данном случае ликвидационная комиссия формируется согласно их установлению. Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии, согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются (передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них. При отсутствии предложений персонально по представителям государственных органов хозяйственный суд вправе указать в решении на необходимость включения представителей этих органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие органы определить конкретных лиц для работы в ней. При принятии решения о ликвидации хозяйственным судом именно суд формирует ликвидационную комиссию. УБРАТЬ БОЛЬШОЕ ИНТЕРВАЛЫ
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги. Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве, уменьшении чистых активов ниже размера уставного фонда) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд). Издание Декрета является еще одним значительным шагом в направлении либерализации экономики, снятия бюрократических барьеров, препятствующих началу ведения бизнеса, свидетельствует о доверии государства к субъектам хозяйствования и готовности государственных органов строить партнерские взаимоотношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Человек всегда был частью определенного социального организма, с помощью которого регулировалась его деятельность в обществе. Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридические лица. Назначение юридических лиц в обществе - быть формой организации совместной деятельности людей. Юридическое лицо позволяет объединить множество усилий физических лиц в волю одного лица. В гражданском обороте юридическое лицо выступает единым субъектом прав, хотя внутри организации может быть сколько угодно физических лиц. В современном гражданском законодательстве организации граждан являются основной правовой формой совместной деятельности людей, поскольку для достижения своих целей (хозяйственных, общественных и т.д.) физические лица объединяются в организации. Их воля иметь организацию выражается в учредительных документах. Отдельная личность подчиняется целям союза, но только в некотором отношении, вступая в организацию, в части, необходимой для достижения поставленной союзом цели.
Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. раскрывает понятие юридического лица через его признаки. В самом кодексе указывается на четыре признака юридического лица, являющихся обязательными для признания его субъектом права: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность и выступление в гражданском обороте от своего имени. Большинство цивилистов стоит на данной позиции, считая эти признаки необходимыми и достаточными. Однако в литературе встречаются мнения о том, что надо ввести еще один признак в качестве дополнительного (несение налогового бремени) либо, наоборот, отрицается необходимость такого признака, как организационное единство. Тем не менее позиция, закрепленная в Гражданском кодексе, является устоявшейся и обоснованной, и потому не представляется необходимым вводить новые признаки либо отрицать значение уже закрепленных в Гражданском кодексе.
Юридическое лицо - явление весьма многогранное и сложное. Познать его сущность пытались цивилисты различных стран мира, разных исторических эпох. Было выдвинуто множество концепций, предлагающих свое понимание сущности юридического лица. Одни авторы говорили, что данный субъект права является фиктивным, выдуманным и существующим лишь в нашем сознании; другие утверждали, что юридическое лицо - реально существующее образование, независимое от составляющих его физических лиц, полноправный субъект права; третье вообще отрицали необходимость существования такой категории, как «юридическое лицо», предлагая заменить ее какой-либо иной.
Советские цивилисты, исходя из существующих экономических и политических реалий, предлагали свое толкование сущности юридического лица, хотя и здесь не было единства мнений. В результате было предложено отказаться от поиска сущности юридического лица, поскольку «невозможно познать юридическую природу различных явлений, подводимых под эту категорию». Кроме того, за поисками сущности было значительно упущено изучение тех явлений, которые стоят за понятием юридического лица.
Признаки юридического лица, являются критериями его правоспособности. Вопрос о правоспособности также является достаточно дискуссионным. В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплена специальная правоспособность юридического лица, однако не все авторы придерживаются данной позиции, полагая, что специальная правоспособность выступает тормозящим фактором для юридических лиц в условиях рыночной экономики, ибо ограничивает предпринимательскую инициативу, не дает юридическим лицам возможности гибко перестраиваться в соответствии с потребностями рынка. Все это дает основание полагать, что в условиях перехода к рыночной экономике есть необходимость наделить юридические лица общей (универсальной) правоспособностью, следуя общемировым тенденциям.
Таким образом, анализируемые в данной работе вопросы достаточно актуальны и требуют своего разрешения. В настоящее время такой субъект права как юридическое лицо занимает главенствующие позиции в мировой экономике, и потому оно привлекает все большее внимание ученых-цивилистов всех стран мира. От того, как будут решены вопросы относительно понятие, правоспособности юридического лица и др., будет зависеть и само существование юридического лица, его роль в гражданском обороте, его права и обязанности. В заключении, хотелось бы затронуть тему ликвидации, как способа прекращения юридического лица представляющее собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования. На современном этапе развития белорусского общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной
экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако
понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается
активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических
лиц. И это нельзя считать чем-то форс-мажорным: ликвидация, в известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она
фактически решает проблему сохранения собственности учредителей(участников) юридического лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Следует также выделять третий ее вид – вынужденную ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица. Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта
хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не
связан с судебными издержками(проводится без вмешательства суда),
экономится также время проведения процедуры. Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями (к примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии и так далее). Ситуация такова, что учредители (участники) или собственник юридического лица принимают решение о прекращении деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше никакого отношения.
ТЕКСТ НЕ ОТРЕДАКТИРОВАН
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г.). - Минск: Беларусь, 2005. - 94 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь.- Минск: Амалфея, 2009. – 704 с.
3. Закон Республики Беларусь «Об экономической НЕсостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2008г.//НРПА. 2000. № 2/198.
4. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от .11.2007г.//НРПА. 2006.№ 508.1/5085.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 178 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 127, 1/5085; 2009г., № 137, 1/5799)
6. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22.06.2006 //НРПА.2000. № 9. 6/253.
7. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4.10.1994г.//НРПА. 2003.№ 74. 2/962.
8. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие./ Под ред. В.А. Витушко. - Минск.: БГЭУ, 1997 .
9. Гражданское право. Учебник. Часть 1 . Издание второе, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . Минск.: Проспект ,1997.
10. Гражданское право: Учебник. В 2ч. Ч.1./ Под общ. Ред. Проф. В.Ф. Чигира. - Минск.: Амалфея, 2005.
11. Алешкин А., Томкович Р. Алгоритм юридических действий по ликвидации юридического лица // Юрист. 2005.№ 2.
12. Ваулин В. Ликвидация коммерческой организации: некоторые вопросы полномочий ликвидационных комиссий// Юрист. 2002. № 12.
13. Д. А.Колбасин Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. 2000.
14. В.Ф.Чигир Юридические лица. - Минск: Амалфея, 1998. - 71 с.
15. Юридические лица. Сборник законов / Составители О.М.Козырь, С.А.Денисов. - М.: Книжный мир,2000. - 912 с.
16. Л. Г.Русак Товарищеские союзы как форма организации юридических лиц. - Минск: Амалфея, 2009. - 256 с.