Понятие и структура правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие и структура правоотношений

1.1 Понятие правовых отношений

1.2 Признаки правовых отношений

1.3 Структура правовых отношений

2 Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел

2.1 Виды правоотношений

2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел

3 Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав

3.1 Понятие юридического факта

3.2 Виды юридических фактов

3.3 Функции юридических фактов

3.4 Проблема юридических фактов в правоприменении

3.5 Сложные юридические факты и фактический состав

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 61.64 Кб (Скачать документ)

 

2  Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие

 

в деятельности органов внутренних дел

 

 

 

2.1 Виды правоотношений

 

Прежде всего правоотношения, как юридические нормы, можно  классифицировать по отраслевому признаку:

 

-             конституционные (например, отношения  по поводу прав и свобод  граждан);

 

-             административные (в сфере государственного  управления);

 

-             гражданско-правовые (аренда, купля-продажа  и др.);

 

-             финансовые (например, принятие, исполнение  бюджета);

 

-             семейные (пример - заключение брака,  алиментные и другие правоотношения);

 

-             уголовно-правовые (отношения ответственности  за преступления);

 

-             трудовые (отношения по трудовому  договору);

 

-             правоотношения иных отраслей  права.

 

Одна из основных классификаций  правовых отношений - по степени определенности - деление правоотношений на абсолютные, относительные и общие (общерегулятивные).

 

Абсолютными признаны такие  отношения, в которых носителю права  противостоит неопределенное множество  пассивно обязанных субъектов права. В качестве классического примера  называют обычно правоотношения собственника и всех лиц, обязанных не посягать на объекты, находящиеся в соответствии с законом в его собственности [9].

 

Относительными правовыми  отношениями было предложено считать  такие отношения, в которых управомоченному  противостоит конкретное обязанное  лицо (обе стороны в таких отношениях конкретно определены).

 

Общерегулятивные правоотношения - это отношения, в которых носителями  права и обязанностей являются в  принципе все. Такие отношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой  по поводу гарантирования и осуществления  основных прав и свобод личности, а  равно обязанностей. Они возникают  главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов, и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

 

Классифицируя правоотношения по содержанию, можно выделить регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные, например, гражданско-правовым договором) и охранительные (например, отношения  уголовной ответственности и  наказания). Первые возникают из правомерных  действий субъектов, вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

 

По количеству участников правовые отношения делятся на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение референдума).

 

По продолжительности  правоотношения делятся на моментальные (мена) и длительные (аренда).

 

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность  заключается в необходимости  совершить определенные действия в  пользу управомоченного (обязанность  оказать услугу по договору), в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию  от нежелательного для контрагента  поведения.

 

Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:

 

-           материально-правовые — возникают  на основе норм материального  права: админи­стративно-правовые, граж­данско-право­вые, уголовно-правовые  и др.

 

-           процессуально-правовые — возникают  на основе норм процессуального  права и производны от норм  материального права — административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные  и др.

 

Процессуально-правовые отношения  в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заклю­чения договора) и  процессуально-охранительные (уголовное  производство) — типичные правоотношения по реализации юридической ответственности.

 

 

2.2 Правоотношения, возникающие  в деятельности

органов внутренних дел

Правоотношения органов  внутренних дел и их сотрудников  возникают, как правило, в области  публичного права, то есть являются субординационными  отношениями (власть - подчи­нение) - отношениями  по вертикали.

 

Правоотношения органов  внутренних дел по сфере распро­странения можно классифицировать на две категории:

 

-             внешние;

 

-             внутренние.

 

Внешние правоотношения —  отношения между органами внут­ренних  дел и гражданами, организациями, предприятиями, уч­реждениями, возникающие  в ходе обеспечения общественного  порядка и безопасности личности, общества, государства.

 

Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов  внутренних дел между:

 

а) службами и подразделениями  различных уровней;

 

б) между ними и вышестоящими должност­ными лицами;

 

в) по линии «начальник - подчиненный» в служ­бе, подразделении.

 

Органы внутренних дел  могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают  между несоподчиненны­ми органами и имеют, как правило, договорной характер.

 

Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возни­кающие в результате договора:

 

-     договоры на  охрану объектов подразделениями  вне­ведомственной охраны МВД;

 

-     договоры на  сопровождение;

 

-     договоры на  организацию охраны общественного  поряд­ка на коммерческой основе  при проведении массовых меропри­ятий;

 

-     договоры, связанные  с реализацией права осужденных  на свободу вероисповедания в  местах исполнения наказания  в виде лишения свободы и  др.

 

Виды правоотношений в  деятельности органов внутренних дел  по отраслям права:

 

-           конституционно-правовые;

 

-           административно-правовые;

 

-           административно-процессуальные;

 

-           уголовно-правовые;

 

-           уголовно-процессуальные;

 

-           уголовно-исполнительные;

 

-           гражданско-правовые;

 

-           гражданско-процессуальные и др.

 

Виды правоотношений в  деятельности органов внутренних дел  по функциям права: охранительные - основные; регулятивные.

 

Субъекты правоотношений системы органов МВД:

 

-           органы внутренних дел в целом;

 

-           органы милиции как составная  часть органов внутренних дел;

 

-           другие структурные подразделения  органов внутренних дел;

 

-           отдельные должностные лица органов  внутренних дел.

 

Компетенция органов внутренних дел включает:

 

1. Полномочия (правообязанности):

 

а) обеспечение личной безопасности граждан;

 

б) упреждение и пресечение преступлений и администра­тивных  правонарушений;

 

в) раскрытие преступлений;

 

г) охрана общественного порядка  и обеспечение обществен­ной  безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и обществен­ным объединениям в осуществлении их законных прав и инте­ресов.

 

2. Предмет ведения - главное  направление деятельности, т.е. основное  функциональное назначение (например, у мили­ции это - охрана общественного  порядка).

 

3. Ответственность за результаты  своей работы. Деятельность органов  внутренних дел определяется  закона­ми и иными нормативно-правовыми  актами.

 

Объекты правоотношений системы  органов МВД - деятель­ность (поведение) участников правоотношений:

 

1) административно-правовых  отношений - поведение граж­данина  и конкретного сотрудника милиции;

 

2) уголовно-процессуальных  отношений  - поведение учас­тников  уголовного судопроизводства;

 

3) гражданско-правовых отношений,  ряда административно-правовых отношений  (организационно-имущественных) - по­ведение  участников этих отношений и  имущество.

 

Юридические факты могут  быть классифицированы в зависи­мости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД.

 

Общие правоотношения ОВД  и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, кото­рая определена нормативно-правовыми  актами (организация охраны общественного  порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.).

 

Юридическими фактами  в процессе общих отношений являются:

 

1)         заявления, сообщения, жалобы  граждан, организаций в связи  с готовящимися и совершенными  правонарушениями, которые органы  внутренних дел и их сотрудники  обязаны раз­решить и при наличии  законных оснований удовлетворить  ин­тересы заявителей;

 

2)         обращения граждан к сотрудникам  при реализации ими своих прав  или исполнении обязанностей, например  при полу­чении паспорта, разрешения  на прописку, на выезд в погранич­ную  зону, на приобретение оружия;

 

3)         выявление или установление фактов  правонарушений (преступлений, проступков) и лиц, их совершивших;

 

4)         договоры, которые заключают органы  внутренних дел.

 

 

 

3 Понятие и виды юридических  фактов.

 

Фактический (юридический) состав

 

 

 

3.1 Понятие юридического  факта

 

Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории  юридической науки. Еще в римском  праве различалось несколько  оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана  их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квази-деликт [10]. Позже стали выделять пятое основание - одностороннюю сделку. Упоминаются также сроки, основания заключения брака, основания перехода вещей  по наследству и другие юридические факты. Это деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем буржуазном законодательстве.

 

Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано  с последующей переработкой, осмыслением  и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями.

 

Первоначальное развитие теории юридических фактов было связано  с гражданским правом (Г. Дернбург, Р. Зом, Г. Пухта, А. Тон, Е. Цительман, Л. Эннецкрус и др.). Теория юридических  фактов привлекла внимание и русских  юристов - Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича  и других [11]. С позиции теории юридических фактов они рассматривали  вопросы исковой давности, условий  действительности сделки, основания  представительства и др.

 

В российской научной литературе проблемы юридических фактов рассматриваются  в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках по теории государства  и права и по отраслевым наукам. Можно выделить две группы источников. Во-первых, работы общетеоретического характера. В них рассматриваются  понятие и виды юридических фактов, анализируется их роль в правовом регулировании связь с правовыми  отношениями. Вторая группа работ посвящена  юридическим фактам в отраслях права.

 

Под юридическими фактами  в науке и практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление  определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Понятие юридического факта  объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это  явление действительности - событие  или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определенные правовые последствия (юридический момент).

 

Сказанное позволяет очертить основные признаки этого понятия. Юридические  факты есть обстоятельства:

 

Конкретные, индивидуальные. Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке  пространства и времени. Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены  определенными субъектами и несут  конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий  выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый  определенный момент времени.

 

Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового  регулирования. Юридическими фактами  выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или  косвенно права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения.

 

Определенным образом  выраженные (объективированные) вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события  внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Вместе с  тем законодательство может учитывать  субъективную сторону поступков (вину, мотив, интерес, цель) как элементы сложного юридического факта.

 

Состоящие в наличии либо отсутствии определенных явлений материального  мира. Необходимо учитывать, что юридическое  значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так  называемые негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного  брака и т.п.).

Информация о работе Понятие и структура правовых отношений