Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа
Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и структура правоотношений
1.1 Понятие правовых отношений
1.2 Признаки правовых отношений
1.3 Структура правовых отношений
2 Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел
2.1 Виды правоотношений
2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел
3 Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
3.1 Понятие юридического факта
3.2 Виды юридических фактов
3.3 Функции юридических фактов
3.4 Проблема юридических фактов в правоприменении
3.5 Сложные юридические факты и фактический состав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.
Правильно понять и оценить
значение указанной функции юридических
фактов можно лишь в более широком
контексте, в связи с функциями
других элементов механизма правового
регулирования. Ведущим элементом
механизма правового
Дополнительные функции.
Помимо своей основной задачи, юридические
факты могут быть «нагружены»
рядом дополнительных функций. Так,
в некоторых случаях
Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т. д.).
3.4 Проблема юридических фактов в правоприменении
Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки.
Отправной «точкой» правоприменительного
процесса выступает юридически значимая
социальная ситуация. Именно она - основание
и конечный объект социально-правового
организующего воздействия. Но в
сферу правового регулирования
социально-юридическая ситуация входит
не непосредственно, а через своего
«представителя» - юридический факт.
Юридические факты (фактические
составы), в свою очередь, вводятся в
правоприменительный процесс
Можно ли считать доказательства
юридическими фактами? В юридической
практике, к сожалению, не всегда проводится
четкая граница между теми и другими.
Трудность в решении данного
вопроса обусловливается
Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.
С точки зрения теории информации,
правоприменительная
Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация. Содержанием юридической квалификации является сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом, официально приобретает качество юридического факта или состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, незаконного решения.
Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и некоторые другие обстоятельства. Имеются в виду факты, признанные судом общеизвестными, имеющие преюдициальное значение, презумпции и фикции. Эти факты не нуждаются в доказывании, они входят в состав юридических (или доказательственных) фактов в «готовом» виде. Устранение из процесса этих фактических обстоятельств сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юридический процесс.
Изложенное выше, хотя по необходимости весьма схематическое описание процесса установления юридических фактов, позволяет сделать следующие выводы:
- нельзя ни отождествлять
юридические факты,
- установление юридических
фактов представляет собой
- установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического состава).
Любой юридический факт представляет
собой единство содержания и формы
- внешнего выражения этого содержания.
Юридические факты по своей природе
таковы, что они, как правило, не могут
существовать в неоформленном виде.
Социальное обстоятельство лишь тогда
порождает правовые последствия, когда
оно определенным образом зафиксировано
и установлено законными
Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного обеспечения, включаются органы записи актов гражданского состояния, органы социального страхования, военные комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага).
В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).
В фактофиксирующей системе
необходимо различать деятельность
общего и деятельность специального
назначения. Общая фактофиксирующая
деятельность связана с регистрацией
различных фактических
Фиксация и удостоверение
фактов - близкие, сопряженные, но все
же не совпадающие виды деятельности.
Фиксация представляет собой регистрационную
деятельность, документальное закрепление
фактических обстоятельств. Удостоверение
состоит в подтверждении
Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем, отличающихся далеко неодинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень «юридической надежности» фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, не совпадающим их значениям в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно, когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.
Установлено, например, что
предприятия, учреждения и организации
обязаны свидетельствовать
Система фиксации и удостоверения
юридических фактов нуждается в
дальнейшем совершенствовании. В литературе
неоднократно указывалось на отсутствие
единой общегосударственной системы
регистрации предприятий, а также
общегосударственной системы
Организации, для которых
фиксация и оформление юридических
фактов не является основным видом
деятельности, не всегда уделяют, достаточное
внимание этому участку работы. Важные
фактические обстоятельства закрепляются
небрежно, с большим опозданием,
что существенно осложняет
Нередко сами граждане, предприниматели,
вступая в те или иные правоотношения,
пренебрегают их юридическим оформлением.
Правовая связь складывается на ненадежной,
по существу дефектной фактической
основе. Такого рода правоотношения –
один из источников сложных «казусных»
ситуаций, возникающих в
Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые «пирамиды», домогающихся выплат им различного рода «пособий» и «компенсаций». В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики [13].
3.5 Сложные юридические факты и фактический состав
Отражение в праве общественных отношений - далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые складываются из нескольких юридически значимых сторон.