Понятие и структура правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие и структура правоотношений

1.1 Понятие правовых отношений

1.2 Признаки правовых отношений

1.3 Структура правовых отношений

2 Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел

2.1 Виды правоотношений

2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел

3 Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав

3.1 Понятие юридического факта

3.2 Виды юридических фактов

3.3 Функции юридических фактов

3.4 Проблема юридических фактов в правоприменении

3.5 Сложные юридические факты и фактический состав

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 61.64 Кб (Скачать документ)

 

Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их», так и объективный элемент - возраст. Типичный пример сложных по составу  юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.

 

 Приведенные примеры  свидетельствуют о том, что  «волевой критерий», согласно  которому все юридические факты  подразделяются на события и  действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов  могут выступать не только  «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием  и то, и другое - сложные юридические  факты.

 

Закрепление сложных юридических  фактов в принципе положительное  явление в законодательстве. Сложные  юридические факты (например, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению  системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических  фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты  порождены недостаточной дифференцированностью  правового регулирования. Так, ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации  определяет загрязнение водных объектов как «сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также  образование в них вредных  веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно  влияют на состояние дна и берегов  водных объектов».

 

Таким образом, под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия («сброс»), так и неумышленные («поступление иным способом»), а также события, возникшие случайно, хотя и в связи  с его деятельностью человека, но без его прямого умысла («образование вредных веществ»). На наш взгляд, в данном случае закон отражает социально-правовую ситуацию чересчур «укрупненно». Данный юридический факт мог бы быть заменен  несколькими более конкретными  юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи «загрязнения».

 

Базируясь на достигнутом  уровне интеграции и дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган должен в  каждом конкретном случае нащупать меру сложности юридических фактов, выбрать  оптимальную форму их закрепления  в законодательстве.

 

Сложные юридические факты  не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых  для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения  правоотношения.

 

Например, для призыва  гражданина на действительную военную  службу необходимо наличие российского  гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают  для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.

 

От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных  юридических фактов. В ряде случаев  для юридической полноценности  фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических  фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в фактическом  составе.

 

Например, для признания  предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить  до того, как эти требования будут  заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом  невозможно.

 

Способ связи элементов  определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс  развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием  материальных и юридических отношений.

 

Юридическая связь побуждает  к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических  связей.

 

Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются  юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняется, что они  включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение - юридические  условия.

 

Юридические условия - это  обстоятельства, имеющие юридическое  значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько  промежуточных звеньев. Например, для  увольнения рабочего или служащего  необходимо, помимо прочего, существование  трудового правоотношения. Если правоотношения нет, его нельзя и прекратить. Но следует ли из этого, что все правообразующие  факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический  состав?

 

Думается, что нет. Правопрекращающий  состав не может и не должен вбирать  в себя всю цепь предшествующих правообразующих  и правоизменяющих юридических  фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий.

 

Это хорошо видно на следующем  примере. Право собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью - вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи  и т. д. Юридические основания  приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой  сделки, а примыкают к нему в  качестве юридического условия.

 

К числу юридических условий  следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство  и др. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают  юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти  факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния.

 

В отличие от юридических  фактов юридико-фактические условия  создают возможность возникновения  правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать  и развиваться разнообразные  правовые связи, конкретизация юридических  фактов.

 

В механизме правового  регулирования функции юридических  фактов тесно переплетаются с  функциями актов индивидуального  регулирования. В механизме правового  регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.

 

Появление индивидуального  акта - необходимое условие для  завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «аккумулирует» юридическое  содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в  большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его  завершающего элемента. Включение индивидуального  акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства  за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.

 

Но взаимоотношение юридических  фактов и актов индивидуального  регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как  различные и даже противоположные  части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального  регулирования, выступить по отношению  к нему в качестве своеобразного  «противовеса». Например, гражданам  Российской Федерации, признанным в  установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические  факты («признание в установленном  порядке нуждающимся в улучшении  жилищных условий») не только создают  предпосылку для принятия решения  о выдаче субсидии, но и устанавливают  для него известные рамки. В некоторых  ситуациях стороны вынуждены  «дожидаться» всех необходимых юридических  фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной  дополнительной функции юридических  фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при  издании индивидуальных правовых актов.

 

Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются исключительно  как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных  лиц. Думается, это - односторонний подход. Юридические факты призваны не только «формализовать» деятельность государственных  органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении  социально-юридических ситуаций, обеспечивать своевременность и точность правовой реакции.

 

Индивидуальное регулирование  приводит к тому, что в процесс  правового регулирования «подключаются» фактические обстоятельства, которые  не определены с достаточной отчетливостью  в нормах права. Эту группу фактических  обстоятельств можно назвать  индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения  прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается  в том, что они требуют не только установления, как любые юридические  факты, но еще и конкретизации  со стороны правоприменительного органа.

 

 

 

Заключение

 

Итак, я рассмотрела основные положения такой сложной и  многогранной юридической категории  как правовые отношения. Конечно, в  рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме. Но такая задача и не ставилась. Мною были изложены традиционные взгляды  на понятие и сущность правоотношения, даны представления о его структуре  и содержании, а также рассмотрены  основания возникновения, изменения  и прекращения правоотношений.

 

Хочется отметить, что несмотря на то, что термин  «правоотношение» появился уже около двух тысяч  лет назад в Древнем Риме, и  сегодня ряд вопросов в рамках теории правоотношения является дискуссионными. Возможно, это связано сложностью самого изучения и осмысления этого  понятия, а также с некоторым  консерватизмом методов, применяемых  при его изучении. Об этом говорит  и Р.О. Халфина, пришедшая к выводу, что «создание теории правоотношения требует глубокого изучения этого  сложнейшего явления с более  широких позиций, чем те, которые  традиционно приняты в правовой науке»[14].

 

В процессе изучения учебной  и научной юридической литературы я поняла, что практический смысл  и научная ценность изучения юридических  фактов заключается в том, что  они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать  на изменения в общественных отношениях. Устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно  отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических  фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам  не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.

 

Завершая свою работу, считаю нужным подчеркнуть актуальность и  важность рассмотрения данной темы для  деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой  ему придется работать. Ведь содержание правового отношения, будь то гражданско-правовое, уголовно-правовое или иное отношение, всегда построено на наличии у  его субъектов определенных прав и обязанностей, соблюдение и защита которых является основной целью  в деятельности юристов-практиков.

 

 

 

 

Библиография

 

1.      Алексеев  В.Н. Государство и право. –  М., 1993.

 

2.      Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999.

 

3.      Водный  кодекс Российской Федерации.

 

4.      Гражданский  кодекс Российской Федерации.

 

5.      Гражданско-процессуальный  кодекс Российской Федерации.

 

6.      Гревцов  Ю.И. Правовые отношения и осуществление  права. - Л., 1987.

 

7.      Гримм Д.Д.  Лекции по догме римского права.  - Спб., 1919.

 

8.      Дигесты  Юстиниана. Избранные фрагменты  в переводе и с примечаниями  И.С. Перетерского.  - М., 1984.

 

9.      Иванова  З.Д. Законность - основа правоотношений  в деятельности милиции: Лекция - М., 1987.

 

10.  Конституция Российской  Федерации.

 

11.  Коркунов Н.М. Лекции  по общей теории права. –  Спб., 1910.

 

12.  Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения. Т.т. 3, 13, 18, 23.

 

13.  Матузов Н.И. Малько  А.В. Теория государства и права.  Курс лекций.  - М.: Юристъ, 1999.

 

14.  Общая теория государства  и права. Академический курс  в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права.  – М.: «Зерцало», 1998.

 

15.  Опалева А.А. Правовые  отношения: Лекция. – М.: Юридический  институт МВД РФ, 1995.

 

16.  Протасов В.Н. Правоотношения  как система. - М., 1991.

 

17.  Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации.

 

18.  Халфина Р.О. Общее  учение о правоотношении. - М., 1974.

 

19.  Хропанюк В.Н. Теория  государства и права: Хрестоматия.  – М., 1998.

 

20.  Шершеневич Г.Ф. Общая  теория права.  - М., 1912.

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] Маркс К., Энгельс Ф.  Сочинения. Т. 18. С. 271; т. 3. С. 245.

 

[2] Общая теория государства  и права. Академический курс  в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - С.279.

 

[3] Иванова З.Д .Законность - основа правоотношений в деятельности  милиции. - М., 1987. С. 5.

 

[4] Маркс К., Энгельс Ф.  Сочинения. Т.23. С. 94.

 

[5] Маркс К., Энгельс Ф.  Сочинения. Т.13. С. 6.

Информация о работе Понятие и структура правовых отношений