Понятие и сущность товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 09:53, реферат

Описание

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. (Ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке. В частности, именно такое определение рынка положено

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и характеристики рынка 4
2. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках 7
3. Доминирующее положение на товарных рынках 10
4. Доминирующие положение на рынке финансовых услуг 14
Заключение 18
Список литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Правовое значение доминирующего положения.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

     Во  всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает, прежде всего, наличие таких условий, как свобода  предпринимательства, свобода конкуренции  и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.

     Однако  общим для всех стран с рыночной системой хозяйствования является то, что определение общих правил экономического поведения на рынке для всех хозяйствующих объектов принадлежит именно государству. В числе важнейших этих правил – ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках.

     Понятие доминирования на рынке применяется в конкурентном праве для оценки способности господствующих на рынке  предпринимателей действовать независимо от других участников рыночных отношений, устанавливая цены по своему усмотрению. Определяя доминирующее положение на рынке, законодательство ряда стран, использует как качественные (общие),  так и количественные (частные)  критерии  доминирования хозяйствующего субъекта. 

     Целью данного реферата является изучение правового значения доминирующего положения на товарном рынке, рынке финансовых услуг и связанных с его применением практических проблем.

     Достижение  этой цели требует решения следующих  задач: определения понятий рынков; изучение правового регулирования конкуренции и монополистической деятельности; изучение доминирующего положения на товарных рынках, на рынках финансовых услуг.

1. Понятие, виды и характеристики рынка

 

       Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.

        Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. (Ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке. В частности, именно такое определение рынка положено в основу оценки состояния конкурентной среды в приказе ГКАП от 20 декабря 1996 г. № 169, утвердившем Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

       Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. (Ст. 3 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»). Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг определены приказом МАП РФ от 31 марта 2003 г. № 861.

    Рынок представляет собой:

1) обмен,  организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

2) механизм  взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

3) сфера  обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой

производителей и потребителей продукции2.

       Как представляется, эти определения могут быть положены и в основу правового определения рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.

       В зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. В целях характеристики хозяйственно-правового понятия «рынок» все его объекты можно объединить понятием товара как продукта деятельности, предназначенного для продажи или обмена.

         Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативных правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.

         Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.

       Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:

- возможность  перемещения товара между территориями;

- доступность  транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- отсутствие  на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;

- сопоставимый  уровень цен на соответствующие  товары внутри

границ  этого рынка.

       По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

      Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными показателями являются:

1) численность  продавцов, действующих на данном  рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на рынке;

3) показатели  рыночной концентрации.

       К числу качественных показателей относятся:

1) наличие  или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости. При этом потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:

- имеют  материально-техническую базу, кадры  и технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

- изготовляют  данный товар, но не продают  его на территории данного товарного рынка;

2) открытость  рынка для межрегиональной и  международной торговли.

      Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяют определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости:

- от  концентрации (выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки);

- от  развитости или неразвитости  состояния конкурентной среды.

       Определение границ, структуры и тип рынка необходимо для разработки соответствующим государственным органом системы мер, направленных на его регулирование в целях поддержания конкурентной среды, создания условий для удовлетворения спроса и предложения субъектов.

 

2. Правовое регулирование  конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках

      Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. (Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

      Добросовестная конкуренция на рынке поддерживается различными средствами, среди которых большую роль играет правовое обеспечение. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов.

       Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции. Провозглашенное в п. 1 ст. 34 право граждан на свободное предпринимательство обеспечивается нормой п. 2 этой же статьи, содержащей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержания конкуренции3.

      В целях координации совместимых действий в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и развития конкуренции, страны - участники Содружества Независимых Государств 12 марта 1993 г. подписали Соглашение о согласовании антимонопольной политики. В развитие Соглашения 25 января 2000 г. в Москве участниками был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Помимо многосторонних актов, следует иметь в виду двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с Правительствами иностранных государств.     Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»4 (далее - Закон о конкуренции). Основная цель закона - обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Действие Закона о конкуренции распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. На услуги, оказываемые на рынке финансовых услуг, действие закона распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. На отношения, связанные с объектами исключительных прав, Закон о конкуренции не распространяется, за исключением случаев, когда соглашения, касающиеся их использования, ограничивают конкуренцию либо когда приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

       В состав антимонопольного законодательства входит Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»5 (далее - Закон о финансовом рынке). Этот нормативный акт регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, то есть на состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке.

        Финансовая услуга — деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. (Ст. 3 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»)

      Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке: банковских услуг; страховых услуг; услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; ценных бумаг; лизинговых услуг6.

       Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»7.

         Кроме законов правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим числом подзаконных нормативных актов. Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.

         Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Положение о Федеральной антимонопольной службе России утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3318. Руководит ее деятельностью Правительство Российской Федерации. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы утверждено Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2004 г. № 1359. 
 
 

  3. Доминирующее положение на товарных рынках

Информация о работе Понятие и сущность товарного рынка