Понятие и сущность товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 09:53, реферат

Описание

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. (Ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке. В частности, именно такое определение рынка положено

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и характеристики рынка 4
2. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках 7
3. Доминирующее положение на товарных рынках 10
4. Доминирующие положение на рынке финансовых услуг 14
Заключение 18
Список литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Правовое значение доминирующего положения.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)
 

       Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. (Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

        Анализ этого законодательного определения позволяет выделить следующие признаки доминирующего положения:

     1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов. Под хозяйствующими субъектами Закон о конкуренции понимает российские и иностранные коммерческие организации, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Закон о конкуренции вводит понятие группы лиц, под которым понимается группа физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, перечисленных в ст. 4 Закона о конкуренции. Назовем некоторые из этих условий:

- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;

- физические  лица являются супругами, родителями  и детьми, братьями и (или) сестрами;

- лицо  или несколько лиц получили  возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другим лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица или лиц на основании договора;

- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

       Положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. При этом следует учитывать, что положения относительно группы лиц распространяются на каждое лицо, входящее в указанную группу.

     2. Хозяйствующие субъекты, положение которых анализируется, должны заниматься производством товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена. Не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта.

     3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. Как уже указывалось, товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые и географические границы, субъектный состав, объем товарных ресурсов, количественные и качественные показатели и др. С учетом этих характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

     4. Качественным признаком доминирующего положения служит исключительность положения субъекта, которая позволяет ему влиять на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Устанавливая факт доминирующего положения, антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный), состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. Кроме того, анализируется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов, устанавливается наличие или отсутствие для иных производителей барьеров при их выходе на рынок10. При несогласии организации с признанием ее положения на товарном рынке доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.      

     5. Количественный признак доминирующего положения обусловливается той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке конкретного товара.

Количественные характеристики определены рассматриваемым законом:

1) если  доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, т.е. не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

2) если  доля субъекта на рынке более  35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган исходит при этом из таких признаков, как стабильность доли субъекта на рынке, соотношение его доли с долями конкурентов, возможность доступа на рынок других конкурентов и иных критериев, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке;

3) если  доля субъекта на рынке не  превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

     Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:

Di = Vi : Vm,  где Di - доля хозяйствующего субъекта; Vi - объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm - общий объем реализации товара.

         6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

        Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35 процентов, заносятся в Реестр11. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства. Кроме того, факт занесения организации в Реестр является основанием применения к ней согласительного порядка приобретения акций (ст. 18 Закона о конкуренции).

        Федеральный антимонопольный орган обязан ежегодно публиковать Реестр по состоянию на 1 января, в том числе с использованием общероссийских средств массовой информации. Таким образом, включение организации в Реестр затрагивает ее интересы, поскольку информация о ее положении доводится до неопределенного круга лиц. Поэтому споры о признании недействительными решений о включении хозяйствующих субъектов в Реестр подлежат рассмотрению арбитражными судами по искам заинтересованных лиц. Причем это право не может быть поставлено в зависимость от того, применялись ли к организации меры воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством12.

 

4. Доминирующие положение на рынке финансовых услуг

 

      Доминирующее положение финансовой организации - объем финансовых услуг, предоставляемых финансовой организацией на рынке финансовых услуг, дающий ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям. (Ст. 3 Федерального закона «О конкуренции на рынке финансовых услуг»).

       Доминирующее положение финансовой организации определяется антимонопольным органом. Порядок его определения утверждается ФАС России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет регулирование на рынке данной финансовой услуги. В соответствии с Законом о финансовом рынке доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по какому-либо виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 19413 утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций.

        Следует иметь в виду, что доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуги, независимо от места нахождения финансовой организации. Перечень отдельных составов рассматриваемого правонарушения, приведенный в ст. 5 Закона о финансовом рынке, не является исчерпывающим.

     Все условия и правила, утвержденные Постановлениями Правительства  РФ от 9 июня 2007 года № 359 и от 26 июня 2007 года № 40914, имеют двойное юридическое назначение, поскольку определяют порядок установления доминирующего положения финансовой организации не только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, но и относительно государственного контроля за экономической концентрацией. Действительно, правовое значение категорий «финансовая услуга» и «доминирующее положение» не исчерпывается лишь такими правонарушениями в сфере конкуренции, как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.10 Закона о защите конкуренции) или ограничивающие конкуренцию соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов (ст. 11 указанного закона).  В частности, перечисленные категории имеют правовое значение с точки зрения применения п.5 ч.2 ст. 33 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым возникновение или усиление доминирующего положения финансовой организации на релевантном рынке может послужить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства по поводу сделок, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией15.

     Как следует из легального определения  понятия «доминирующее положение», содержащегося в анализируемых нами нормативных правовых актах, качественной (общей) характеристикой доминирующего положения выступают три группы возможностей:

     1) оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке;

     2) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

     3) затруднять им доступ на товарный  рынок. 

     Упомянутое  легальное определение сформулировано таким образом, что эти возможности  могут иметь место в действительности независимо друг от друга или кумулятивно. Данные качественные параметры не зависят от вида рынка и в полной мере применимы к рынку банковских услуг.

     Количественным  показателем доминирования служит определенное соотношение двух экономических  величин: 

     1) доли, которую финансовая организация (организации) фактически занимает на рынке определенной финансовой услуги; 

     2) норматива, установленного в упомянутых  выше Постановлениях Правительства  РФ.

     Определение доли финансовой организации сводится к вычислению  отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею, к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах релевантного товарного рынка. Оба эти параметра могут вычисляться как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

     Доля  как показатель доминирования имеет не абсолютное, а относительное значение, поскольку при оценке доминирования антимонопольный орган обязан устанавливать и сравнивать между собой доли конкурентов, действующих на соответствующем товарном рынке. Данное обстоятельство вытекает из целей Закона о защите конкуренции (ч.2 ст.1) и легального определения ключевого для всего антимонопольного законодательства понятия «конкуренция» (п.7 ст.4 этого закона). Кроме того, на относительность доли финансовой организации указывают следующие правила:

     1) абзац 3 Условий определения доминирующего положения финансовой организации, указывающий в качестве условия признания доминирования относительный размер долей, принадлежащих конкурентам;

     2) подпункт «б» п. 5 Правил установления  доминирующего положения финансовой организации, требующий устанавливать доли (а не только одну искомую долю) финансовых организаций на соответствующем рынке;

     3)  абзац 3 п.1 Условий определения  доминирующего положения кредитной  организации (утверждены Постановлением  Правительства РФ № 409);

     4) подпункт «б» п. 5 Правил установления  доминирующего положения кредитной  организации (утверждены Постановлением  Правительства РФ № 409).

     Правомерное установление доминирующего положения  требует соотнесения доли финансовой организации с нормативами доминирования, определенными в анализируемых нами Постановлениях Правительства РФ16. Дело в том, что законодатель делегировал право установить конкретные нормативы доминирования для рынков финансовых услуг Правительству РФ, допустив тем самым возможность установления таких нормативов в зависимости от вида финансовых услуг (в отличие от других разновидностей товара).  Однако эти нормативы подчиняются общим для них законодательным ограничениям, предусмотренным в ч.7 ст.5 Закона о защите конкуренции. Соответствие фактической доли финансовой организации нормативам доминирования является необходимым, но не достаточным условием для доказывания доминирования финансовой организации. Помимо этого требуется  проанализировать указанную долю в динамике и установить, что имеет место увеличение доли в течение длительного периода времени и (или) стабильное превышение норматива доминирования, установленного для релевантного рынка финансовых услуг (абзац 5 Условий определения доминирующего положения финансовой организации, абзац 5 п.1 Условий определения доминирующего положения кредитной организации). При этом длительным сроком  считается период от одного года и более, либо срок существования данного товарного рынка.

Информация о работе Понятие и сущность товарного рынка