Понятие и сущность товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 09:53, реферат

Описание

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. (Ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке. В частности, именно такое определение рынка положено

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и характеристики рынка 4
2. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках 7
3. Доминирующее положение на товарных рынках 10
4. Доминирующие положение на рынке финансовых услуг 14
Заключение 18
Список литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Правовое значение доминирующего положения.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     Доминирующее  положение финансовой организации  устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Для этого таким органом может использоваться разнообразная доказательственная база. В частности, установление доминирующего положения финансовой организации может опираться на сведения, получаемые от органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых организаций и саморегулируемых организаций, объединений и союзов финансовых организаций, а также экспертов. Установление доминирующего положения кредитной организации опирается на сведения Центрального банка Российской Федерации.

     Особо следует подчеркнуть, что доминирующее положение финансовой организации  не рассматривается действующим  российским законодательством в  качестве правонарушения и служит лишь одним из необходимых (но не достаточных) условий привлечения финансовых организаций к ответственности за нарушение российского антимонопольного законодательства. Такая позиция отечественного законодателя полностью соответствует европейской практике антимонопольного регулирования различных форм экономической зависимости.

 

Заключение

 

    Рассмотрев  и изучив поставленные задачи, сделали  вывод, что ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках - непременное и важнейшее условие нормального и эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики. При этом предполагается, что на рынке должно действовать количество имущественно и организационно независимых поставщиков товаров, достаточное для возникновения конкуренции между ними.

         Для  определения  доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке необходим анализ  конкурентной среды, в которой находится данный хозяйствующий субъект. Законом  не  запрещается хозяйствующим субъектам занимать доминирующее положение.  Законом запрещается хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Доминирующим следует считать такое поведение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.

     Важнейшие изменения, внесенные в новый Закон о защите конкуренции применительно к категории «финансовая услуга», связаны с процедурой доказывания доминирующего положения финансовой организации. Они привели к значительной унификации и большей определённости соответствующих норм, подчинив эту процедуру общим правилам вне зависимости от вида рынка. Однако принятые меры всё же не позволили законодателю кардинально отказаться от специальных норм об установлении доминирующего положения на рынке финансовых услуг. Они не только по-прежнему сохранились, но и содержатся в подзаконных актах – Постановлениях Правительства РФ, что следует учитывать предпринимателям, работающим в сфере оказания финансовых услуг.

     Все поставщики продукции с целью эффективной конкуренции и во избежание злоупотреблений доминирующим положением должны быть в определенной мере соизмеримыми в процессе удовлетворения потребности в продукции, чтобы препятствовать конкуренции.

 

Список  литературы:

 
  1. БНА. 2004 г. № 49.
  2. Владимирова Л. Прогнозирование в условиях рынка. – М., 2000, 289 с.
  3. ВСНД. 1991. № 16. Ст. 499. С изм. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г.,2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта и 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.
  4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.М., 2005, с. 187-189.
  5. Ершова, И.В. Предпринимательское право: - Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006, с. 226-231.
  6. Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2004, с.247-302.
  7. Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 2005, №11-12.
  8. Козырин А. Комментарий Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». // Хозяйство и право. №№ 1-4, 6, 7, 1998.
  9. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник, Москва, СОМИНТЕК, 1999. – 478 с.
  10. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке утверждены Приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. № 66. С изм. от 11 марта 1999 г.
  11. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства: Информационное письмо от 30 марта 1998 г. № 32.
  12. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005.
  13. Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. № 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состава активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги». С изм от 2 марта 2001 г.
  14. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» // СЗРФ. 1996. №10. Ст. 829.
  15. СЗРФ. 1999. №26. Ст. 3174. С изм. от 30 декабря 2001 г.
  16. СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426. С доп. от 8 августа 2001 г., 10 января, 26 марта и 29 июня 2004 г.
  17. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.
  18. СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 124.
  19. Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. Практическое пособие. М., 1996, 278 с.
  20. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. М.: Юристъ, 1996. С. 68-72.
  21. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. М., 1994. С. 15, 16.

Информация о работе Понятие и сущность товарного рынка