Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:10, курсовая работа
Цель данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:
______________________________________
1 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62 ФЗ, (ред. от 04.12.2007)// Российская газета 08.12.2007
- исследовать понятие гражданства, ;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого
института;
- исследовать юридическую природу гражданства;
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие гражданства……………………………………...5
Глава 2. Юридическая природа гражданства ……………………..7
§ 2.1. Гражданство как институт права…..…………………....8
§ 2.2. Гражданство как субъективное право…………….……..9
§ 2.3. Гражданство как правоотношение…..………………….11
§ 2.4. Гражданство как правовое состояние………………….12
Глава 3. Принципы российского гражданства…………………....15
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………….26
Не следует забывать, что гражданство существует только в виде части правового положения личности, но и как самостоятельное государственно-
правовое явление, что даёт основание считать институт гражданства самостоятельным в системе права не придатком или же частью какого-либо другого.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что институт гражданства представляет собой самостоятельный межотраслевой комплексный институт права, ядро которого занимают нормы конституционного права. Содержание института гражданства составляет совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по связи лица с государством, служащей основой правового состояния основной части населения государства.
§ 2.2 Гражданство как субъективное право.
Являясь предпосылкой для реализации всего установленного государством объёма прав и свобод, а также выполнения обязанностей, гражданство одновременно является объектом одного из важнейших прав человека, посредством которого он связан с внешним миром, с народом, нацией, с социальными группами, частью которых он является.
Отмеченное даёт основание для понимания гражданства как субъективного права лица.
Как субъективное право гражданство можно представить в виде ряда
______________________________
1 Витрук Н.В. «Основы теории правового положения личности». СПб.,2003
полномочий, по мнению О.О. Миронова, являются следующие: правомочие гражданина проживать на территории государства, обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей и т.д.1 Е. И. Фарбер добавляет: человек и его право на равенство перед законом.2
В то же время лицо может иметь конкретные субъективные права, реализующиеся в правоотношениях по поводу гражданства, то есть по поводу возникновения, изменения, выбора и прекращения связи гражданства.
Понимание гражданства как субъективного права становится более
обоснованным, если понимать под ним право на признание законом
принадлежность лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредуется правомочиями личности по поводу гражданства, то есть его приобретения, прекращения, двойного гражданства и т.д. В этом качестве право на гражданство предполагает право-притязание, то есть возможность требовать от государства выполнения тех или иных действий по защите права-гражданство.
Необходимо различать субъективное право гражданства и субъективное право по поводу гражданства, различие между которыми зависит от понимания содержания гражданства.
Гражданство как субъективное право, представляет собой предусмотренную законом и основанную на личном волеизъявлении возможность лица приобретать гражданство, изменять, выбирать гражданство, а также выходить из него.
Право на гражданство хорошо укладывается в классификационные критерии при подходе к делению всех субъективных прав на четыре группы- путь, по которому прошли авторы из общей декларации прав и свобод человека.3
● первую группу в Декларации образуют личные права и свободы
(ст.3-11);
● вторую группу - права личности и её отношение с группами, частью
______________________________
1Миронов О.О. « Субъекты советского государственного права» Саратов – 2001 г.
2Фарбер И.Е. «Свобода и права человека в советском государстве» Москва 1999 г.
3Джонсон Т., Симонедес Я. « Всеобщая декларация прав человека, 45 годовщина 1948-1993»
Москва 1994г.
которых она является и с внешним миром (ст.12-17);
● третья группа - духовные свободы, гражданские и политические права
(ст. 18-21);
● четвертая группа – экономические, социальные и культурные права
(ст. 22-27);
Предложенная классификация не только учитывает право на гражданство, но и более точно дифференцирует весь спектр субъективных прав человека, и в силу этого, несомненно, заслуживает тщательного рассмотрения.
В отечественной правовой литературе существует подход к
классификации субъективных прав, когда помимо группы личных прав,
политических прав, социально-экономических и культурных прав отдельно выделяется группа гражданских прав среди которых значится право на гражданство.
§ 2.3 Гражданство как правоотношение.
Распространено понимание гражданства как особого правоотношения между лицом и государством. При этом гражданство не редко рассматривается как разновидность государственно - правовых отношений с присущими им признаками и особенностями.1
В качестве одной стороны лицо подчинено суверенитету государства безотносительно к пространственной сфере своего пребывания. Государство в качестве другой его стороны не только вправе требовать лояльности от этого лица, но и обязано гарантировать ему определённые права и обеспечить их защиту в установленном порядке, как на своей территории, так и за границей.
Поскольку в основе правоотношения лежат субъективные права и обязанности, понимание гражданства как правоотношение связано с пониманием гражданства как субъективного права, а это напрямую зависит от
_____________________________
1Основин В.С. « Советское государственно-правовое отношение» , Москва 1993 г.
подхода к содержанию гражданства.
Признание за лицом гражданства со стороны государства не может быть поставлено в один ряд с установлением юридических прав и обязанностей лица, выступающего гражданином этого государства. Нужно чётко различать связи разных порядков. Этого не замечают авторы, рассматривающие гражданство как правоотношение между государством и лицом выражающееся в их взаимных правах обязанностях.
Гражданству как общему правоотношению, присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов, их взаимоположение, ответственность друг перед другом.1
Реализованное конкретное субъективное право на гражданство трансформируется в иное качество – в правовое состояние гражданства. Правоотношение гражданства возникает непосредственно в общей форме.
При приобретении гражданства путём волеизъявления, а также при выходе из гражданства. В первом случае правоотношение гражданства
перерастает из формы конкретного правоотношения в общее, во втором – из общего в конкретное и перетекает в состояние безгражданства. В фазе общего правоотношения состояние гражданства обогащается устанавливаемым государством соответствующими правами, свободами и обязанности.2
На основе этого можно сделать вывод, что по своей юридической природе гражданство можно считать сложным правоотношением между лицом и государством, являющимися предпосылкой для возникновения других правоотношений и существующем как в конкретной, так и в общей форме.
§ 2.4. Гражданство как правовое состояние.
Понимание гражданства как длящегося общего правоотношения даёт основания для определения его в качестве правового состояния личности.
Подобное определение гражданства в юридической литературе широко
______________________________
1Алексеев С.С. « Социальная ценность права в социалистическом обществе» Москва 1993г.
2 Актуальные проблемы гражданства , Москва 2004 г.
распространено.
Д.Д. Остапенко рассматривает гражданство в качестве правового состояния лица, обусловленного его принадлежностью к определённому государству. Н.В. Витрук, определяя гражданство как правовую связь принадлежности лица к определённому государству, вместе с тем подчёркивает, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть характеризовано как определённое правовое состояние.
Таким образом, как длящееся правоотношение гражданство имеет качество правового состояния, которые занимают в праве место среди юридических фактов. Точнее, гражданство как правовое состояние относится непосредственно не к юридическим фактам , а к юридическим условиям – то есть обстоятельствам, имеющим юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанных с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев.
В отличии от юридических фактов юридические условия создают возможность возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в
которой могут возникать и развиваться разнообразные правовые связи.
Лучшему пониманию юридической природы гражданства способствует рассмотрение соотношения категорий «правовое состояние», «правовой статус» и « правовое положение » , отражающие взаимосвязь между
государством и личностью, а также механизм воздействия гражданства на
указанные понятия.
Н.И. Матузов отождествляет понятия «правовой статус», «правовое положение», «правовое состояние»,поскольку эти термины этимологически равны. Н.В. Витрук разграничивает понятия «правовой статус» и «правовое положение», так как, по его мнению, первое выступает частью второго.
Отсутствует стабильность и при определении структуры правового статуса, так как многие учёные юристы рассматривают правовой статус как сложное явление, объединяющее не только правовые свободы и обязанности, но и ряд других элементов : гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность и т. д.
Как отмечает Л.В. Лазарев,- ядром конституционного и правового статуса, его ведущим элементом являются основные права, свободы, признаваемые Конституцией, и обязанности , устанавливаемые ею. Гражданство и правосубъектность также являются элементами конституционного статуса личности.1
Следует различать два самостоятельных понятия – положение личности и правовое положение, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части.
Единая этимология терминов «правовой статус» и «правовое положение» не может служить достаточным основанием для отождествления их юридического содержания. Но именно от юридического содержания зависит формирование системы понятий и наполнение их специфическим содержанием.
Следует различать общий правовой статус гражданина , специальный правовой статус гражданина и индивидуальный правовой статус гражданина.
Общий правовой статус гражданина- статус лица как члена общества, гражданина государства, не зависящий от различных текущих обстоятельст, являющийся единым одинаковым для всех.2
С.В. Облиенко характеризует индивидуальный социально - правовой статус личности как весьма изменчивый, подвижный правовой феномен, обусловливаемый как правосубъектностью лишь его правовым поведением, так и конкретными жизненными обстоятельствами, служащими основаниями статусного состояния личности, приобретения или утраты определённых субъективных прав или обязанностей.3
______________________________
1 «Право буржуазных стран ». Под редакцией Лазарева Л.В. Москва 1997г.
2 Нехай Э.А. «Становление и развитие института гражданства: конституционный аспект», М-1998г
3 Облиенко С.В. «Индивидуальный социально-правовой статус личности и механизм его функционирования.» М, 2003.
Глава 3. Принципы российского гражданства.
По-видимому, правильнее говорить о принципах института гражданства, а не о принципах гражданства вообще, поскольку государства по-разному законодательно устанавливают те или иные нормы-принципы в зависимости от целого ряда как объективных, так и субъективных причин.
Принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права. Принципы института гражданства представляют собой исходные начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяющие его стабильность1.
Соотнесение внутригосударственных принципов института гражданства с нормами-принципами, касающимися прав и свобод человека и гражданина и получившими международное признание и закрепление, служит показателем степени развитости и демократичности законодательства о гражданстве в том или ином государстве.
Общая теория права признает наличие трех уровней правовых принципов: общеправовых, межотраслевых и отраслевых. Как правило, общеправовые принципы преломляются в отраслевых и реализуются через нормы отрасли2. Институт гражданства и институт основ правового положения личности базируются на одинаковых общих принципах права, поскольку оба института отражают коренные отношения между человеком и
Информация о работе Понятие, сущность и принципы российского гражданства