Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
подробно рассмотреть приобретение гражданства РФ
дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.
Введение 2
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации 5
1.1. Понятие и сущность гражданства 5
2.1. Принципы гражданства 2
Глава 2. Основания приобретения гражданства РФ 8
2.1. Основание приобретения гражданства РФ. Общий и упрощенный порядки 8
2.2. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве 23
Заключение 27
Список литературы 30
Выдача российских граждан – экстрадиция – запрещается конституционно-правовым законодательством на основе международных норм. Под экстрадицией понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного там, в отношении этого лица приговора суда. Согласно УК РФ российские граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности, меры которой устанавливаются УК РФ, если их деяние признано преступлением в государстве, где оно совершено, и если лицо не было осуждено в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ)11. Россия заключила со многими государствами двусторонние договоры о правовой помощи, в соответствии с которыми обязуется по требованию другой стороны осуществлять уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иностранного государства.
4.
Защита и покровительство
5.
Сокращение состояния
6.
Двойное гражданство означает
наличие у лица одновременно
гражданства двух (или более –
множественное гражданство)
Признание на конституционном уровне двойного гражданства является скорее необходимостью, продиктованной внешнеполитическими интересами Российского государства, поскольку огромное количество русских осталось за его пределами после распада СССР: более 11 миллионов – на Украине, более 6 миллионов – в Казахстане, около полутора миллионов – в Балтийских республиках и так далее. В то же время в России число выходцев из зарубежных стран СНГ – около 10 миллионов человек14. Большинство из них приобрели российское гражданство, а если бы они были лицами с двойным гражданством, то возникло бы множество новых проблем, поскольку Российское государство должно обеспечивать равные условия для своих граждан с единственным гражданством и для тех, кто наряду с российским имеет гражданство иностранного государства15.
Вопросы приобретения и прекращения российского гражданства регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Особое внимание этот законодательный акт обращает на основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, в нем предусмотрены всевозможные варианты приобретения гражданства России.
Принадлежность
к российскому гражданству
Таким образом, признанием гражданства юридически оформлялась правовая связь межу физическими лицами и вновь возникшими после распада Союза ССР субъектом международного права — Российской Федерацией.
Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит и в том, что в случае признания, как правило, не происходило замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.
Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признавались таковыми именно те, которые были гражданами16.
В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерно то, что «при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства»17. Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.
Представляется, что допустимо определить приобретение гражданства как совокупность закрепленных законом оснований установления принадлежности физического лица к гражданству конкретного государства.
Первоначально Закон определяет, кто является гражданином государства.
Это: 1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве;
2)
лица, которые приобрели гражданство
РФ в соответствии с
Закон называет несколько оснований приобретения гражданства РФ. Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;
б)
один из его родителей имеет
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие
на территории РФ, являются иностранными
гражданами или лицами без
гражданства, при условии, что
ребенок родился на территории
РФ, а государства, гражданами
которых являются родители
Порядок оформления гражданства по рождению не изменился – регистрация ребенка в полномочных органах по месту жительства родителей и получение свидетельства о рождении ребенка. Такое свидетельство является доказательством принадлежности к российскому гражданству. Закон о гражданстве уделяет внимание и гражданству усыновленных детей. Семейный кодекс РФ 1996 г., опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, при усыновлении российских детей отдает приоритет гражданам России, постоянно проживающим на ее территории.
Лишь когда не представляется возможности передать детей на воспитание в российские семьи, разрешается их усыновление иностранными гражданами. Общее правило в этом случае состоит в том, что такие дети сохраняют гражданство РФ, а иностранные родители ходатайствуют об их выходе из гражданства РФ с одновременным приобретением гражданства другого государства. Вопрос об усыновлении (удочерении) решается в судебном порядке по месту жительства, подтверждающие, что ребенок находится на централизованном учете детей, оставшихся без попечителя родителей, а также об отсутствии возможности усыновления ребенка российскими гражданами. Суд, вынося решение, исходит из интересов ребенка и учитывает при этом законы иностранного государства, с тем чтобы у ребенка в будущем не было проблем19. При решении вопроса требуется заключение органа опеки и попечительства, согласие ребенка, достигшего 10-летенего возраста, а также представление документов, характеризующих усыновителей20. Прием в гражданство РФ в общем порядке означает приобретение гражданства путем подачи соответствующего заявителя на имя Президента РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Для осуществления названного права эти лица, во-первых, должны проживать на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с указанным заявлением в течение 5 лет непрерывно, то есть если в течение этого срока, лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года.
Следует отметить, что фактически лицо может ходатайствовать о приобретении российского гражданства лишь через 6 лет, поскольку для получения вида на жительство лицо должно не менее одного года постоянно прожить на территории страны. Закон о гражданстве закрепляет соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство как необходимое условие приема в российское гражданство. В заявлении о принятии в гражданство РФ заявитель подписывает обязательство быть верным России и добросовестно выполнять гражданский долг в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
Условием
приема в российское гражданство
является наличие у субъекта законного
источника средств к
Для приема в российское
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства устанавливает, что заявитель представляет документы, подтверждающие его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Такими документами могут являться: документы государственного образца о получении образования, выданные образовательными учреждениями; сертификаты о прохождении тестирования по русскому языку, выданные образовательными учреждениями на территории РФ или за рубежом, которым разрешено проведение такого тестирования Министерством образования РФ; документы об образовании, выданные на территории иностранного государства и имеющие в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. 22
В законодательстве о гражданстве называются лица, которых освобождают от представления документов, подтверждающих владение русским языком: женщины, достигшие возраста 60 лет, и мужчины, достигшие возраста 65 лет; недееспособные лица; инвалиды 1-й группы. Следующее основание, закрепляемое Законом о гражданстве, – прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Этот порядок распространяется, прежде всего, на иностранцев и апатридов, достигших совершеннолетия и обладающих дееспособностью, если они: а) имеют, хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах этих государств и ставшие лицами без гражданства. К таким лицам не применяются требование о сроке постоянного проживания в России23.