Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
подробно рассмотреть приобретение гражданства РФ
дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.
Введение 2
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации 5
1.1. Понятие и сущность гражданства 5
2.1. Принципы гражданства 2
Глава 2. Основания приобретения гражданства РФ 8
2.1. Основание приобретения гражданства РФ. Общий и упрощенный порядки 8
2.2. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве 23
Заключение 27
Список литературы 30
Кстати, право на гражданство РФ в упрощенном порядке имеют граждане республик Беларусь, Казахстан и Кыргызстан благодаря действующим международным соглашениям, распространяющим на выходцев из этих государств определенные льготы. Этими льготами воспользовались, став в прошедшем году гражданами России, почти 35 тысяч выходцев из Кыргызстана, 28 тысяч казахстанцев. Белорусов среди новых россиян значительно меньше — чуть больше трех с половиной тысяч. Так что путь не закрыт, и за 10 месяцев 2009 года в упрощенном порядке приобрели российское гражданство почти 205 тысяч человек. А в общем порядке за то же время стали гражданами России всего 63 человека.
Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования.
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:
Президент РФ,
Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченный официально оформлять российское гражданство.
Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища29. В развитие этого положения Закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Президент РФ может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые по общему правилу исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. 30
В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии – внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений. В Администрации Президента РФ, Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение – Управление по вопросам гражданства31. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающиеся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства; подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России, обладают сходными с МВД РФ полномочиями, как и МВД России, но в отношении лиц, проживающих за пределами РФ: принимают от таких лиц заявления, проверяют представительные документы и сведения, рассматривают заявления и принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке, оформляют российское гражданство. Указанные органы полномочны защищать интересы граждан РФ в пределах, допустимых международным правом.
Производство по делам о гражданстве РФ включает стадии подачи заявлений по вопросам гражданства, оформления этих заявлений, взимания государственной пошлины или консульских сборов, принятия решений по вопросам гражданства РФ и исполнения принятых решений по вопросам гражданства. Решение по вопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, в упрощенном – территориальный орган МВД РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение МИД РФ.
Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае, если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции. Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка.32
В
соответствии с поставленной целю данной
работы, была решена группа задач решение
которых позволило сделать
Гражданство РФ – это константная связь гражданина с Российской Федерацией, которая включает в себя свод обоюдных правовых отношений и обязательств. Получение гражданства РФ находится в ведении Президента РФ и Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Конституция России (ст. 6) справедливо устанавливает принцип: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и выполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
В этой связи принципиальным является положение статьи 6 Конституции о том, что гражданство едино и равно независимо от оснований приобретения, что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства. Эти последствия (права, свободы, обязанности, ответственность, защита и покровительство) в равной мере относятся ко всем лицам, независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Порядок получения гражданства РФ как взрослому так и ребенку включает в себя сложную и подчас непреодолимую практическую последовательность действий, соблюдение которой гарантирует легальное приобретение заветного паспорта гражданина России. Гражданство РФ получить можно в упрощенном и в общем порядке. Получение гражданства РФ в этих порядках регламентируется статьями №14 закона о гражданстве РФ, срок рассмотрения которого составляет до шести месяцев и статьей №13, сроком рассмотрения до одного года. Также следует отметить ту категорию лиц, которые имеют все законные шансы получить Российское гражданство уже через 3 месяца, в соответствии с Международными соглашениями с Российской Федерацией. К данной категории относятся граждане Республики Казахстан, Кыргызстан и Беларуси. Остались неупомянутыми граждане, которые имеют возможность отстоять свое право называться гражданином России по признанию. Признание за вами полноправного гражданина Российской Федерации может быть доказано в том случаи, если Вы постоянно проживали на территории РСФСР на день вступления в силу нового закона о гражданстве РФ, а именно 06 февраля 1992 года. Следует отметить, что единственным условием должен служить тот факт, что лицо официально не выражало о своем нежелании получить российское гражданство. Да, именно доказать свою принадлежность, потому как в правоприменительной практике в 99,9% из ста, сделать это можно исключительно в судебном порядке.
Особенность развития института гражданства заключается в том, что первый Закон о гражданстве Российской Федерации был принят значительно ранее Конституции. Этот закон был одним из самых либеральных в мире. Закон не предусматривал никаких языковых или идеологических барьеров, препятствующих принятию гражданства, напротив, был установлен широкий круг обстоятельств, облегчающих прием в гражданство. Занятая Российской Федерацией позиция по вопросу гражданства была продиктована особенностями ее исторического и политического развития. Однако впоследствии законодательство неоднократно менялось в сторону ужесточения порядка оформления гражданства. В настоящее время принято считать, что все граждане СССР, проживающие как в России, так и в бывших республиках, уже сделали свой выбор в пользу того или иного гражданства33.
Несовершенство законодательства осложняет формирование институтов гражданства, урегулирование миграционных процессов, порождая множество проблем. «В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в прошлом году законы были призваны, навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей»34. Нынешние реалии существования за пределами РФ миллионов русских и русскоязычных граждан препятствуют в общественно – политическую жизнь и адаптации к новым, весьма дискомфортным для представителей нетитульной нации условиям проживания. Повышение уровня жизни в России по сравнению с другими государствами СНГ, способствует увеличению притока в РФ «трудовых» мигрантов, проживающих в стране большей частью на незаконных основаниях. В этой связи встает проблема легализации их статуса и в дальнейшем приобретения гражданства РФ. Особый смысл эти вопросы приобретают в связи с остро стоящей перед Россией демографической проблемой. Можно с уверенностью сказать, что ни действующий закон, ни предыдущий не решили объективно стоящую проблему беженцев и лиц без гражданства35.