Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание

В работе мы ставим перед собой следующие цели:
- исследовать процедуру создания юридического лица.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и признаки юр. лица;
- ознакомиться с видами юр. лиц;
- рассмотреть вопросы их индивидуализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
1 Общие положения об юридических лицах……………………………………………………….
4
1.1 Понятие и признаки юридических лиц. Способы их создания………………………………………..
4
1.2 Виды юридических лиц по законодательству Республики Беларусь…….. 11
2 Процедура создания коммерческих юридических лиц……. 16
2.1 Коммерческие юридические лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда…..
16
2.2 Индивидуализация юридических лиц. Государственная регистрация……………………………………..

25
3.Порядок создания некоммерческих юридических лиц 30
3.1 Характеристика некоммерческих юридических лиц ……………………………………………………………….
30
3.2 Порядок создания общественных объединений…………………………………………………… 32
Заключение………………………….. 35
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Порядок создания юридических лиц.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  есть  и  другая  точка  зрения.  Некоторые  авторы  (например, Е.В.Богданов)  считают,  что   указанный   признак   вообще   не   является обязательным для юридического лица, поскольку присущ не всем видам данного субъекта права, а потому не должен быть закреплён  в  Гражданском  кодексе. Свою  позицию  Е.В.  Богданов  обосновывает  путём  анализа   такого   вида юридического лица, как  «компания  одного  лица,  т.е.  юридического  лица, создаваемого лишь одним учредителем»  .  Анализируя  предложенную  позицию, можно  сделать  вывод,  что,  говоря  о  компаниях   одного   лица,   автор подразумевает унитарные предприятия и высказывает мнение о том, что для них не характерно наличие организационного единства.

     Имущественная   обособленность.   Если    организационное    единство необходимо  для  объединения  множества  субъектов  в   одно   коллективное образование,  то   обособленное   имущество   создает   материальную   базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность  немыслима без соответствующей базы: технических средств, зданий, сооружений, денежных средств и т.д. Объединение этих объектов  в  один  имущественный  комплекс, принадлежащий  данной  организации,  и  обособление   его   от   имущества, принадлежащего другим субъектам гражданских  правоотношений,  и  называется имущественной обособленностью юридического лица.

     Всякое  юридическое  лицо  должно  иметь  самостоятельный  баланс,  на котором  отражается  принадлежащее   ему   имущество.   Важно   подчеркнуть требование  ГК,  согласно  которому  имущество  юридического  лица   должно принадлежать ему на праве собственности или  на  ином  ограниченном  вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления).  Это  означает, что   исключается   возможность    функционирования    юридического    лица исключительно на  базе  имущества,  полученного  по  договору  аренды  либо имущественного найма, или на основе заемных средств при отсутствии  вкладов учредителей юридического лица в его уставный капитал (уставный фонд). Как общее правило, выступающая  в  имущественном  обороте  организация должна  быть  собственником  своего  имущества  (хозяйственные  общества  и товарищества, производственные кооперативы, общественные организации, фонды и другие). Однако ГК не мог не учитывать реальную ситуацию,  сложившуюся  в нашей стране: существование в настоящее время и  на  обозримую  перспективу большого числа государственных предприятий,  не  являющихся  собственниками имущества, закрепленного на их балансе. Эти предприятия  наделяются  правом хозяйственного ведения на соответствующее государственное имущество (ст.276 ГК Республики Беларусь), что даёт возможность  признавать  их  юридическими лицами.

     Другой  вид специфических организаций  с точки зрения вещного  права  на закрепленное  имущество - это  финансируемые  собственником   учреждения. Указанные  субъекты  в  отношении  имущества  обладают  правом  оперативного управления  (ст.ст.277,  278  ГК).  Таким  же  вещным  правом  наделяются  и казённые предприятия.

     Некоторые авторы (в частности,  Ю.Н.Фролов)  полагают,  что  признаком юридического лица является не наличие обособленного как такового имущества, а сам принцип функционирования организации по распоряжению,  пользованию  и владению им. С точки зрения Фролова это не одно и то же. Он  объясняет  это тем, что юридическое лицо в течение какого-то периода времени может  вообще не обладать имуществом. Так, например, некоторые некоммерческие организации сразу после их создания не имеют ни имущества, ни прав требования,  ни  тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических  лиц заключается  лишь  в  их  способности  быть   носителем   права   владения, пользования и распоряжения имуществом в будущем.

     Таким  образом,  считает  Фролов,  имущественная  обособленность   как элемент правоспособности юридического  лица  присуща  всем  без  исключения юридическим  лицам  с  момента  их  образования,  тогда  как  появление   у конкретного юридического лица имущества, как правило,  связано  с  моментом формирования его уставного фонда. Все имущество организации учитывается  на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете.  Именно в этом и состоит внешнее проявление  имущественной  обособленности  данного юридического лица .

     Самостоятельная имущественная ответственность. Наличие у юридического лица обособленного имущества представляет собой минимальную  гарантию  прав его кредиторов по  гражданско-правовым  обязательствам.  Любая  организация несёт ответственность за результаты своей деятельности и отвечает по  своим долгам, принадлежащим ей имуществом (ст.  52  ГК).  По  долгам  юридического лица, по общему правилу, учредители ответственности не несут, а юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей. Исключением являются случаи,  когда иное прямо предусмотрено законодательством или учредительными  документами.

     Ответственность   финансируемых   собственником    учреждений    ограничена находящимися в их распоряжении денежными средствами. Однако и в этом случае интересы кредиторов не пострадают, поскольку при  недостаточности  денежных средств у учреждения субсидиарную  ответственность  по  его  обязательствам несет собственник его имущества.

     В теории права существуют разночтения относительно  правовой  природы имущественной ответственности. Одни полагают, что  ее  сущность  состоит  в умалении имущества  должника,  другие  -  что  и  в  наступлении  возможных неблагоприятных   юридических   последствий,   ссылаясь,    например,    на систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора  поставки по качеству продукции, на нецелевое использование предоставленных  кредитов и т.д., а кредит может быть востребован досрочно. Ю.Н.Фролов полагает,  что наиболее обоснованной  является позиция, согласно которой имущественная ответственность - это сложная конструкция, элементами которой являются:

     -уменьшение  в  натуре  или  в  стоимостном   выражении  имущества должника   в   результате,   например,   возмещения   понесенных кредитором убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени);

     -правовые  последствия, без которых имущественная  ответственность иногда невозможна.

     По  мнению цивилиста, такое определение  имущественной  ответственности следовало бы закрепить законодательно.

     Анализ  действующего  законодательства  демонстрирует  наличие  общей тенденции усиления ответственности  юридических  лиц.  Например,  в  полных товариществах участники солидарно несут субсидиарную ответственность  своим имуществом  по  обязательствам  товарищества  (п.1  ст.66   ГК   Республики Беларусь),  а  члены  производственного  кооператива   несут   субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях, если иное  не определено в уставе (п.1 ст. 107 ГК Республики Беларусь).

     По  поводу  роли  самостоятельной  имущественной  ответственности  как признака юридического лица  существует  такое  мнение:  «Самостоятельная  и исключительная имущественная  ответственность  является  хотя  и  вторичным (производным), но более глубоким признаком,  чем  все  остальные  признаки, входящие   в   содержание   понятия   юридического   лица.   Этот   признак свидетельствует о завершении развития  юридической  личности  общественного образования».

     Роль  данного признака еще более возросла в последнее время, особенно с учетом специфики юридического лица унитарного предприятия. Если юридические лица    с    несколькими    учредителями    образуются    для    совместной предпринимательской деятельности, объединения капиталов и управления ими, а также ограничения  предпринимательского  риска,  то  унитарные  предприятия создаются лишь для ограничения предпринимательского  риска  путём  передачи ответственности по обязательствам  с  учредителя  на  юридическое  лицо.  В унитарном  предприятии  нет  необходимости   объединения   капиталов,   ибо учредитель сам формирует уставной фонд.  Он  мог  бы  с  успехом  управлять капиталом и без образования  юридического  лица,  занимаясь  индивидуальной предпринимательской  деятельностью.  Однако,   желая   оградить   себя   от ответственности, он создает  юридическое  лицо.  В  связи  с  этим  следует поставить вопрос об усилении ответственности данных юридических  лиц  и  их учредителей.

     Выступление    в    гражданском    обороте    от    своего    имени. Способность выступать в имущественном обороте от своего имени означает, что юридическое лицо  вправе  от  своего  имени  заключать  гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки,  перевозки,  займа,  аренды,  подряда  и другие), либо иным способом приобретать права или нести обязанности. В  этом плане  положение  юридического  лица  разительно   отличается   от   других организаций, не обладающих статусом юридического лица. Например, филиалы  и представительства, которые наделяются имуществом создавшим  их  юридическим лицом, имеют отдельный баланс  и  субсчёт  в  банке,  не  вправе  заключать договоры  от  своего  имени.  Руководители  филиалов   и   представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц. И если уж руководитель филиала подписывает договор, то только от имени юридического  лица.  Такой  договор  порождает  права  и  обязанности   для юридического лица, а не для его филиала, представительства.

     Гражданские права приобретаются и гражданские обязанности принимаются юридическим лицом через его органы, действующие в соответствии с законами и учредительными документами. Некоторые юридические  лица  могут  приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности  через  своих участников (например, полное товарищество или коммандитное товарищество). ГК содержит нормы, обеспечивающие защиту интересов юридических  лиц  от злоупотреблений со стороны тех лиц, которые в силу закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица,  и  должны  действовать  в интересах представляемого юридического  лица  добросовестно  и  разумно.  В противном случае учредители (участники,  члены)  юридического  лица  вправе потребовать  от  указанных   лиц   возместить   убытки,   причиненные   ими юридическому лицу (ст.49 ГК).

     Защиту  нарушенных  или  оспоренных  гражданских  прав  осуществляет  в соответствии  с  подведомственностью  дел,   установленной   процессуальным законодательством, суд.  Поэтому  защита  гражданских  прав  обеспечивается предъявлением иска, содержащего соответствующее требование в зависимости от выбранного способа защиты, в суд.

     Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что  любая  организация, будь-то производящая товар  и  поставляющая  его  за  вознаграждение  другим организациям    или    гражданам-предпринимателям;     осуществляющая     за вознаграждение строительство, перевозку грузов или  пассажиров,  оказывающая иные  торговые  или  посреднические  услуги;  не  связанная  с  материальным производством, направленная  на  выполнение  управленческих,  религиозных  и т.п. функций для  участия  в  отношениях  товарооборота  должна  обладать определенными  признаками,  т.е.  должна  быть  признана  законом  субъектом гражданских правоотношений. Общим правилом,  закрепленным  и  в  Гражданском кодексе Республики Беларусь, является наличие четырёх  признаков  для  того, чтобы считать ту или иную организацию юридическим лицом.

     Традиционно в юридической литературе выделяют 3 способа образования юридических  лиц в зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов:

     разрешительный  порядок образования юридических лиц, который состоит в том, что юридическое лицо образуется по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо высшего органа общественного объединения. Инициатива образования юридического лица здесь исходит от учредителя. В разрешительном порядке создаются жилищно-строительные кооперативы. Для их образования необходимо согласие исполкома местного Совета депутатов. Для создания предприятия в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений или на базе структурной единицы объединения требуется согласие собственника или уполномоченного им органа, что закреплено в ст. 17: "Предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с согласия собственника или уполномоченного им органа." и ст.18 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь": "Предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения с согласия собственника или уполномоченного им органа."

     распорядительный  способ образования юридических лиц, суть которого заключается в том, что юридическое лицо образуется по решению собственника или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают акты об образовании юридических лиц. То есть юридическое лицо создается властным актом - распоряжением собственника или уполномоченного им органа. Некоторые государственные юридические лица образуются не по распоряжению органов власти или управления, а путем выборов (например, местные Советы депутатов).

     нормативно-явочный  способ, при котором государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определенных нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица. Инициатива создания также исходит от учредителей, но никакого разрешения не требуется, в некотором роде оно уже имеется в виде нормативных актов, общих для всех юридических лиц, создаваемых этим способом. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законом порядок образования таких юридических лиц.

Информация о работе Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь