Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание

В работе мы ставим перед собой следующие цели:
- исследовать процедуру создания юридического лица.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и признаки юр. лица;
- ознакомиться с видами юр. лиц;
- рассмотреть вопросы их индивидуализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
1 Общие положения об юридических лицах……………………………………………………….
4
1.1 Понятие и признаки юридических лиц. Способы их создания………………………………………..
4
1.2 Виды юридических лиц по законодательству Республики Беларусь…….. 11
2 Процедура создания коммерческих юридических лиц……. 16
2.1 Коммерческие юридические лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда…..
16
2.2 Индивидуализация юридических лиц. Государственная регистрация……………………………………..

25
3.Порядок создания некоммерческих юридических лиц 30
3.1 Характеристика некоммерческих юридических лиц ……………………………………………………………….
30
3.2 Порядок создания общественных объединений…………………………………………………… 32
Заключение………………………….. 35
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Порядок создания юридических лиц.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

     Деление юридических лиц  по объёму вещных прав:

     а) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены ( казённые предприятия и учреждения, финансируемые за счёт собственника – ст. 277 ГК );

     б) юр. лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленный  им собственником для осуществления  предпринимательской деятельности ( унитарные предприятия ) – ст. 276 ГК;

     в) юр. лица, обладающие правом собственности на их имущество ( все остальные юр. лица ).

     Деление юридических лиц  по особенностям их правового статуса:

     а) юридические лица по белорусскому праву;

     б) юридические лица по иностранному праву.

     Первые  образованы на территории РБ и за её пределами  в соответствии с её законодательством.

     Вторые  образованы на основе права страны, где оно учреждено.

     вопросы эти регулируются статями 1111, 1112, 1113 ГК ).

     Юридические лица по соподчинённости:

     Статья 105 и 106 ГК предусматривают деление хозяйственных обществ на основные и дочерние, участвующие ( преобладающие ) и зависимые.

     Существует  ещё много разнообразных классификаций, которые зависят от подхода разных критериев. Рассматриваемая нами классификация широко используется в современном делении юридических лиц на виды.

     Деление юридических лиц  в зависимости от цели их деятельности:

     а) коммерческие юридические лица;

     б) некоммерческие юридические лица;

     Коммерческие  юридические лица преследуют цель осуществления  предпринимательской деятельности с получением прибыли как основного  её итога и (или) распределения полученной прибыли между её учредителями (участниками). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Некоммерческие  юридические лица имеют иные цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством ( п. 3 ст. 46 ГК ).

     Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие является легальным  и вытекает из норм ГК РБ.

     Подводя итог этой главы, необходимо отметить существующее многообразие видов юр. лиц, которые имеют характерные особенности.

     В силу специфики этих групп юр. лиц, каждая имеет особенность создания. На этом мы остановимся в следующих  главах. 
 
 

          2 Процедура создания коммерческих юридических лиц 
 

     2.1 Коммерческие юридические  лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда    
 

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.1

     Термин  «коммерческие организации» в обычном  обороте до последнего времени характеризовал организации негосударственной  формы собственности. 
Новый Гражданский кодекс Республики Беларусь дал иное определение коммерческим организациям, которое базируется на основной цели предпринимательской деятельности - получении прибыли и её распределении между участниками.

     Для легализации своей деятельности коммерческие организации должны согласовать  с регистрирующими органами своё наименование, виды экономической деятельности, оформить в установленном порядке учредительные документы, сформировать в установленном размере и порядке уставный фонд, зарегистрировать свою организацию, как юридическое лицо, как налогоплательщика, учётную статистическую единицу, плательщика фонда социальной защиты, открыть расчётный счет в выбранном банке, осуществить найм необходимого персонала и получить необходимые лицензии.

     В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида сведения.

     В соответствии  со статьёй 48 ГК РБ юридическое  лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

     К основным учредительным документам таким образом относятся устав  и  учредительный договор. Наличие  у юридического лица учредительных  документов является одним из требований, предъявляемых законом к их созданию и деятельности. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого еще не зарегистрированы, с учетом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

     Устав юридического лица определяет задачи, цели, подчиненность, внутреннюю структуру, систему органов и их компетенцию, местонахождение, наименование юридического лица и содержит некоторые другие сведения о нем. Требования, предъявляемые к уставу юридического лица, определяются законами о соответствующем виде юридических лиц - общего законодательного акта нет. Например, требования к уставу предприятия определены ст. 20 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь". Согласно этой статье устав предприятия утверждается собственником или уполномоченным им органом. В уставе предприятия должны содержаться: указания на собственника предприятия, наименование и вид предприятия, его местонахождение, цели деятельности, перечень органов управления и их компетенцию, размер уставного фонда, порядок образования имущества предприятия и условия распоряжения этим имуществом, порядок распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и ликвидации предприятия. Из нее исключены указания на необходимость определять в уставе предмет деятельности предприятия.

     Если  юридическое лицо имеет как учредительный  устав, так и договор, то учредительный договор заключается между его учредителями, а устав ими утверждается.   

     Также немаловажным является формирование уставного  фонда.

     Минимальный размер уставного фонда устанавливается  в сумме, эквивалентной:

     75 евро – для крестьянских (фермерских) хозяйств;

     200 евро – для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий;

     400 евро – для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

     800 евро – для обществ с ограниченной ответственностью;

     1500 евро – для закрытых акционерных обществ;

     6250 евро – для открытых акционерных обществ.

     Коммерческая  организация, указавшая в заявлении  о государственной регистрации один из видов производственной деятельности (в случае, если на осуществление таких видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), – в учредительных документах), вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Если такая коммерческая организация в течение шести месяцев со дня государственной регистрации не осуществляет ни один из видов производственной деятельности либо по окончании второго и каждого последующего финансового года объем реализованных этой организацией товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственного производства составит менее половины общего объема реализованных ею товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то указанная организация обязана в течение шести месяцев увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.

     Коммерческая  организация, более 50 процентов учредителей (участников) которой составляют инвалиды, либо коммерческая организация, создаваемая  организациями ветеранов, обществами инвалидов в форме унитарного предприятия, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Если в составе учредителей (участников) такой коммерческой организации число инвалидов становится менее половины всех учредителей (участников), эта организация обязана в течение одного месяца увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.

     Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, устанавливаются соответствующим законодательством.

     Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций определяются в белорусских  рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляются в регистрирующие органы.

     При изменении законодательства, в соответствии с которым необходимо внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы коммерческих организаций в части минимального размера уставного фонда, который был сформирован путем внесения неденежного вклада частично или в полном размере и в установленном порядке подтвержден экспертной оценкой стоимости неденежного вклада либо не подлежал экспертной оценке в соответствии с законодательством, повторная оценка не проводится.

     Если  по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. В случае, если стоимость указанных активов менее определенного настоящим Декретом минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке.

     Далее мы подробнее рассмотрим каждую коммерческую организацию и проанализируем учредительные  документы и порядок формирования уставного фонда каждой в отдельности.

     Уставный  фонд хозяйственных товариществ  и обществ формируется за счёт вкладов учредителей в виде денежных средств, ценных бумаг, вещей 
(имущества), имущественных или иных отчуждаемых прав, имеющих денежную оценку. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ, а также их порядок организации и деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь и соответствующими нормативными актами.

     Итак, к хозяйственным товариществам и обществам относятся коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей 
(участников) уставным фондом.

     Хозяйственные товарищества в свою очередь подразделяются на: полное товарищество, коммандитное товарищество.

     Полным  товариществом в Республике Беларусь признаётся товарищество, 
«участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества».2 Участниками полных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. Полное товарищество создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. 
Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо общих сведений условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Участники полного товарищества солидарно между собой несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество может быть ликвидировано либо преобразовано в унитарное предприятие.

       К коммандитным товариществам относятся товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Информация о работе Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь