Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание

В работе мы ставим перед собой следующие цели:
- исследовать процедуру создания юридического лица.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и признаки юр. лица;
- ознакомиться с видами юр. лиц;
- рассмотреть вопросы их индивидуализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
1 Общие положения об юридических лицах……………………………………………………….
4
1.1 Понятие и признаки юридических лиц. Способы их создания………………………………………..
4
1.2 Виды юридических лиц по законодательству Республики Беларусь…….. 11
2 Процедура создания коммерческих юридических лиц……. 16
2.1 Коммерческие юридические лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда…..
16
2.2 Индивидуализация юридических лиц. Государственная регистрация……………………………………..

25
3.Порядок создания некоммерческих юридических лиц 30
3.1 Характеристика некоммерческих юридических лиц ……………………………………………………………….
30
3.2 Порядок создания общественных объединений…………………………………………………… 32
Заключение………………………….. 35
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Порядок создания юридических лиц.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

     2.2 Идивидуализация юридических лиц. Государственная регистрация 
 

     Для выполнения возложенных на юридическое  лицо  задач,  вытекающих  из учредительных  документов,  оно  должно  обладать  правосубъектностью.   Под правосубъектностью   юридического   лица   понимается   наличие    у    него правоспособности и дееспособности.

     Юридическое лицо может иметь гражданские  права, соответствующие  целям деятельности,  предусмотренным  в  его  учредительных  документах,  и  нести связанные с этой деятельностью обязанности.

     Коммерческие  организации, за исключением унитарных  предприятий и  иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права  и нести гражданские обязанности, необходимые  для  осуществления  любых  видов деятельности, не запрещенных законом.

     Отдельными  видами  деятельности,   перечень   которых   определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии).

     Правоспособность  юридического  лица  -  это  его  способность  иметь гражданские права и принимать обязанности.

     Правоспособность  возникает у юридического лица в  момент  его  создания (п.3 ст. 45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК).

     В юридической литературе правоспособность  юридического  лица  именуют специальной   правоспособностью,    поскольку    ее    пределы    ограничены учредительными документами,  определяющими  цели,  а  во  многих  случаях  и предмет деятельности юридического лица.

     Правило о специальной  правоспособности  юридических лиц в условиях рыночной экономики  не  имеет  четко  очерченных  законодательством  границ.

     Указание  в  уставе  юридического  лица,  что  оно  имеет  целью  извлечение прибыли, значительно расширяет объем и сферу деятельности  юридических  лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.  Чтобы  обойти  указание  в  уставе предмета  деятельности,  часто  в  него  включают  обширный  перечень  видов деятельности, которыми вправе заниматься юридическое лицо

     Правоспособность  юридического лица возникает:

     - в момент создания;

     - с момента получения лицензии;

     - в указанный срок.

     Правоспособность  юридического лица прекращается:

     - с момента ликвидации ;

     - по истечении срока действия  лицензии.

     Юридическое лицо Республики Беларусь обладает дееспособностью. Однако указание на дееспособность юридического лица не является  господствующим  во всех правовых системах мира вследствие  того,  что  юридическое  лицо  может характеризоваться либо исходя  из  способности  иметь  права  и  обязанности (правоспособности) - точка зрения римского права,  либо  еще и способности обладать волей (дееспособности). Если юридическое лицо  лишь  правоспособно, то, аналогично как и недееспособное физическое лицо, оно  может  действовать лишь  через  своих  представителей.  В  этом  случае  наблюдаются  отношения гражданско-правового представительства,  в  силу  которых  действие  органов юридического лица не является действием самого  лица.  Если  же  юридическое лицо обладает еще и  волей,  то  действие  органов  юридического  лица  есть действие самого юридического лица. Именно последняя точка зрения и  является господствующей  в  континентальной  системе  права  в  настоящее  время.   В частности, в Швейцарии юридическое лицо дееспособно, органы же  юридического лица выражают волю юридического лица.

     В  то  же  время  право  Англии  и  США  твердо  стоит   на   позиции недееспособности юридического  лица.  Поэтому,  например,  должностные  лица корпорации  являются  агентами  корпорации,  следовательно  отношения  между корпорацией и ее должностными лицами - это  отношение  между  представляемым (принципалом) и представителем (агентом).

     Дееспособность  юридического  лица  возникает  одновременно   с   его правоспособностью. Дееспособность юридического  лица  (то  есть  возможность своими действиями приобретать гражданские права и  обязанности)  реализуется через органы юридического лица.

     Дееспособность  юридического лица связана с  понятием  волеспособности.

     Но  так как понятие  «воля»  свойственно  лишь  человеку,  то  дееспособность юридического лица проявляется посредством  проявления  воли  физических  лиц (составляющих  органы   юридического   лица),   совокупная   воля   которых, реализуемая  в  рамках  процедуры  юридического  лица   и   является   волей юридического лица.

     Юридическое лицо, являясь субъектом гражданского  права,  нуждается  в индивидуализации, поскольку необходимо отличать  его  от  других  участников гражданско-правовых отношений.

     Одним из  правовых средств индивидуализации юридических  лиц  является наименование юридического лица. Статья  50  ГК  предъявляет  к  наименованию юридического лица определенные требования.

       Во-первых, оно  должно  содержать указание на  организационно-  правовую  форму  юридического  лица  (  полное товарищество, общество   с   ограниченной   ответственностью,   акционерное общество, потребительский кооператив, фонд и т.п.).

     Во-вторых,  наименование некоммерческих организаций и  унитарных  предприятий,  а  в  предусмотренных законодательством  случаях  -  и  иных  коммерческих   организаций,   должно содержать указание на характер  деятельности  юридического  лица  (например, жилищно-строительный кооператив, союз  писателей,  унитарное  предприятие  и т.п.).[6, c. 202].

     Место нахождения юридического лица  имеет  существенное  значение  при решении многих вопросов гражданского и гражданского  процессуального  права.

     В частности, если в  договоре  не  указано  место  его  заключения,  договор считается заключенным в месте жительства  гражданина  или  месте  нахождения юридического лица, направившего оферту (ст. 414 ГК). Если  место  исполнения обязательства не определено законодательством или договором  и  не  явствует из существа обязательства,  во  многих  случаях  обязательство  должно  быть исполнено,  когда  должником  является  юридическое  лицо,   в   месте   его нахождения (ст. 297 ГК). Место нахождения  юридического  лица  имеет  важное значение  при  решении  вопроса,  какой  суд  должен  рассматривать  спор  с участием юридического лица (ч.2 ст.46 ГПК и ст. 30  ХПК)  и в ряде  других случаев.[6,c. 204].

       Согласно ст. 49 ГК юридические лица приобретают  гражданские  права  и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы,  действующие  в соответствии с законодательством и учредительными документами.

     Действия  органа  -  это  действия  самого  юридического  лица.  Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права, так  как  все его действия - есть действия юридического лица.[ 5, c. 84].

       Орган   юридического   лица   -   его   структурное   подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность  и  дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами. Поэтому он не  может вступать в договорные  отношения  с  этим  же  юридическим  лицом   и  иметь субъективные права и обязанности, обособленные от  субъективных  гражданских прав и обязанностей самого юридического лица.

     Органы  юридического  лица  составляют  люди  (коллективы),   которые вырабатывают, определяют, отражают и исполняют волю юридического лица,  т.е. осуществляют управление им. Управление должно осуществляться в  соответствии с действующим законодательством и  на  основе  сочетания  прав  и  интересов коллектива, а также собственников (учредителей) юридического лица.

     Завершающей стадией образования юридического лица является его регистрация в установленном законом порядке компетентным государственным органом. История знает примеры, когда для создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или монархов (например, в дореволюционной России), а в настоящее время это разрешение трансформировалось в заявительный способ образования юридического лица - государство предусматривает возможность создания его как субъекта права и признания его субъектом права только в установленном им порядке. Так как это наиболее распространенный способ, то вопрос о регистрации юридического лица имеет немаловажное значение.

     Единого законодательного акта, определяющего  общий порядок регистрации юридических  лиц также не существует, этот вопрос решается в специализированных нормативных актах отдельно для каждого из видов юридических лиц. В России в настоящее время наблюдается точно такая же ситуация, однако имеется единый регистрационный орган - Министерство юстиции.

     Юридические лица подлежат регистрации в областном (минском городском) исполкоме Совета депутатов по месту нахождения предприятия, предприятия с иностранными инвестициями - в Министерстве по внешним экономическим связям, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

     Регистрацию страховых, перестраховочных организаций  Республики Беларусь, их представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, проводит Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.

     Банки подлежат регистрации в Национальном банке Республики Беларусь (Закон  о банках и банковской деятельности в БССР от 14.12.90).

     Регистрацию республиканских и международных  общественных объединений производит Министерство юстиции Республики Беларусь, а регистрацию местных объединений производят соответствующие управления юстиции исполкомов областных и минского городского Советов депутатов (Закон "об общественных объединениях" от 4.10.94). Регистрация политических партий в соответствии с Законом "о политических партиях" от 5.10.94 проходит в Министерстве юстиции. Религиозные организации регистрируют свой устав в областных (минском городском) исполкомах по месту деятельности этих организаций, что закреплено в Законе "о свободе вероисповеданий и религиозных организациях" от 17.12.92.

     С недавнего времени регистрации  подлежат и средства массовой информации - в соответствии с постановлением Совета Министров "О порядке регистрации, взимания и сборов за регистрацию СМИ в Республике Беларусь" от 27.08.96 №568. Газеты, журналы, брошюры, альманахи, бюллетени регистрируются в государственном комитете печати, кино- и видеопрограмм, а иные формы публичного распространения массовой информации - в Министерстве культуры. Теле- и радиопрограммы регистрируются в государственной комиссии по радиочастотам.

     Соответствующий орган в процессе регистрации  юридического лица проверяет, соответствует  ли образованное юридическое лицо требованиям, предъявляемым к нему законом, и  соблюден ли порядок образования юридического лица. По причине нецелесообразности создания отказать в регистрации юридическому лицу нельзя, но это возможно по иным обстоятельствам. Перечень таких причин содержится в Декрете №8, а также в некоторых других законодательных источниках:

     -из-за нарушения порядка создания юридического лица;

     -если учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства;

     -из-за непредставления полного перечня документов, которые предусмотрены в положении о создании данного вида юридического лица;

     -при отсутствии заключения экологической экспертизы;

     -вследствие отсутствия или незаконного источника средств, предназначенных для внесения в уставной фонд;

     -другие основания.

     Обжаловать  отказ в регистрации можно, причем субъекты хозяйствования могут потребовать от лица или органа, которое отказало в регистрации, возмещения затрат.

    Регистрирующий  орган вправе запрашивать у государственных  органов дополнительные сведения о  собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимые для решения вопроса о государственной регистрации.

    Соответствующая информация представляется государственными органами в регистрирующий орган в течение двух рабочих дней со дня получения запроса.

     На  основании представленных для государственной  регистрации документов уполномоченным должностным лицом регистрирующего  органа в течение пяти рабочих  дней со дня подачи этих документов принимается решение о государственной регистрации и в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносится запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования с присвоением ему соответствующего регистрационного номера либо принимается решение об отказе в государственной регистрации.

Информация о работе Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь