Права и обязанности родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа прав и обязанностей родителей, на основе действующего законодательства РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать права и обязанности родителей;
2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая_готовая.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)


3

 

Введение

 

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и ближайших родственников ребенка.

Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных родительской заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав. Права и обязанности родителей закреплены в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ.

Актуальность темы объясняется переменами в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения.

Актуальность избранной темы подчеркивается и необходимостью соблюдения Российской Федерацией требований Конвенции ООН 1989 года “о правах ребенка”, Европейской Конвенции “о защите прав человека и основных свобод”, в части, касающейся родительских прав и обязанностей.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав, и достигается, полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последнее является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких, неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, воровства, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающей массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Целью курсовой работы является проведение анализа прав и обязанностей родителей, на основе действующего законодательства РФ.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:

1) проанализировать права и обязанности родителей;

2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей;

3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;

4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

5) рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав).

Предмет исследования: в рамках исследования анализируются правовые нормы, содержащиеся в семейном, гражданском, гражданско-процессуальном законодательстве, формулирующие права и обязанности родителей, и устанавливающие порядок их реализации. Изучаются современные проблемы, возникающие в процессе их реализации.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию детей, и особенности их реализации.

Методологическая база исследования. В работе использованы как общенаучный диалектический метод познания, так и частные научные методы системно-структурного анализа (функциональный, сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический метод комментирования).

ГЛАВА 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей

1. 1. Содержание родительских прав

 

Взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке, т.е. происхождение ребенка от определенных родителей только тогда становится юридическим фактом, когда он зарегистрирован в органах ЗАГСа.

Факт происхождения ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удовлетворяется записью о браке родителей. Если ребенок родился от лиц, не состоящих между собой в браке, то запись о его родителях устанавливается путем добровольной подачи совместного заявления отцом и матерью в орган ЗАГСа. Если такое заявление отсутствует, отцовство может быть установлено в судебном порядке.[1]

В случае смерти предполагаемого отца ребенка, его мать, не состоящая с умершим в зарегистрированном браке, вправе обратиться в суд по вопросу установления факта признания отцовства.

Основаниями возникновения родительских прав и обязанностей может быть также факт рождения ребенка в результате применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

Правоотношения, возникающие из прав и обязанностей родителей, имеют некоторые специфические свойства, присущие только им:

                   носят срочный характер;

                   наделяют родителей равными правами и обязанностями в отношении их детей;

                   предоставляют право и обязывают воспитывать детей;

                   предоставляют право и обязывают защищать права и интересы детей;

                   не могут осуществляться в ущерб интересам детей;

                   предоставляют право на общение с ребенком дедушке, бабушке, братьям и сестрам и другим родственникам;

                   предоставляют право на защиту родительских прав.

Конституция РФ содержит в себе нормы, которые провозгласили, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Кроме того, СК РФ предусмотрено, что забота о детях, их воспитании – равно право и обязанность родителей. Эти конституционные нормы нашли свое закрепление в семейном законодательстве РФ. Так, в ч. 1 ст. 61 СК РФ указано, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Равенство прав и обязанностей родителей означает, что независимо от того, кто из них какую выполняет работу, какую получает заработную плату, проживают ли они совместно или раздельно с ребенком, каждый их них является носителем прав и обязанностей в осуществлении родительского права.

Родительские права носят срочный характер, т.е. их прекращение зависит от наступления определенных обстоятельств. В частности, они прекращаются:

                   по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия);

                   при вступлении несовершеннолетних детей в брак;

                   в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.[2]

Наряду с Семейным кодексом нормы о правах и обязанностях родителей предусмотрены также Конвенцией ООН «О правах ребенка» 1989 г., ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[3], согласно п. 2 ст. 7 которого родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

Право родителей на воспитание ребенка регламентировано п. 1 ст. 63 СК РФ. Право родителей на воспитание ребенка является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном). Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН «О правах ребенка» государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, что предусмотрено п. 3 ст. 7 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Передача ребенка на воспитание другим родственникам, в образовательное, воспитательное учреждение не освобождает родителей от ответственности.

Право на образование ребенка неразрывно связано с правом на воспитание и предусмотрено п. 2 ст. 63 СК РФ, а также международными договорами. Родители обязаны обеспечить получение детьми образования и с учетом их мнения могут выбирать до получения детьми среднего (полного) общего образования образовательное учреждение, форму получения образования, соответствующие их наклонностям и способностям.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «Об образовании»[4] родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Другим не менее важным правом и обязанностью родителей является право представлять интересы ребенка в соответствии со ст. 64 СК РФ.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (без доверенности, а лишь на основании свидетельства о рождении ребенка).

Право на защиту ребенка предусмотрено как п. 1 ст. 64 СК РФ, так и ГК РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений. Родители обязаны защищать не только те права детей, которые предусмотрены семейным законодательством, в частности гл. 11 СК РФ, но и гражданские, административные и другие права.[5]

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и интересами детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Это может быть как родственник ребенка, так и работник органа опеки и попечительства.

Информация о работе Права и обязанности родителей