Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе научной и нормативной литературы дать общую характеристику правонарушений, посягающих на права граждан.
Указанная цель предопределяет решение ряда задач:
- изучение и анализ нормативно-правовых источников;
- анализ научной и учебной литературы;
- ознакомление с правоприменительной практикой и др.
Введение
1.Нарушение законодательства о выборах и свободе совести,
свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. ………. 2
1.1.Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
1.2. Правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения. ………. 9
2.Нарушения административного законодательства о труде и о несовершеннолетних. ………………………………………………… 14
2.1. Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда…………………………………………………………….. 14
2.2. Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних…………………………………. 16
3.Адинистративное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях…………………………………… 21
4. Нарушение административного законодательства о социальных и экономических правах граждан……………………………………… 27
4.1. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан………………………………………………………………. 27
4.2. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан…………………………………………….. 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Нарушение законодательства о выборах и свободе совести,
свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. ………. 2 1.1.Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
1.2. Правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения. ………. 9
2.Нарушения административного законодательства о труде и о несовершеннолетних. ………………………………………………… 14
2.1. Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда……………………………………………………………..
2.2. Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних………………………………
3.Адинистративное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях…………………………………… 21
4. Нарушение административного законодательства о социальных и экономических правах граждан……………………………………… 27
4.1. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан……………………………………………………………
4.2. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан……………………………………………..
Введение
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.
Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.
Административное правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права - административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.
В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т.е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП РФ в главы раздела II Особенной части.
Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП РФ в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка.
Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1-5.57). К ним, в частности, относятся: правонарушения, посягающие на избирательные права граждан (права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума; неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и др.), административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних, административные правонарушения о труде и об охране труда, административные правонарушения, посягающие на социальные и экономические права граждан.
Цель курсовой работы – на основе научной и нормативной литературы дать общую характеристику правонарушений, посягающих на права граждан.
Указанная цель предопределяет решение ряда задач:
- изучение и анализ нормативно-правовых источников;
- анализ научной и учебной литературы;
- ознакомление с правоприменительной практикой и др.
Методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой литературы по проблеме исследования.
Многообразие общественных отношений, складывающихся в связи с организацией, проведением выборов, определением и оглашением их результатов, обуславливает большое разнообразие составов административных правонарушений законодательства о выборах и референдумах. Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, объединены в отдельный блок Особенной части КоАП РФ (ст. 5.1 – 5.25) в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Позднее названная глава была дополнена ст. 5.45 – 5.50, 5.56. Таким образом, глава 5 КоАП РФ предусматривает ответственность за 26 составов административных правонарушений избирательного законодательства.[1]
Исходя из того, что основанием для квалификации деяния как административного правонарушения является наличие элементов состава правонарушения, нужно исследовать объект и объективную сторону (объективные элементы), субъект и субъективную сторону (субъективные элементы) административного правонарушения.
Многогранность избирательных правоотношений обусловливает их разнообразие. Это и регистрационные, и финансовые, и рекламные, и другие правоотношения. Выделение конкретной группы правоотношений, на которые посягает конкретный деликт, позволяет определить непосредственный объект административного правонарушения.
Выделяется 12 групп административных правонарушений в зависимости от непосредственного объекта противоправного посягательства. В качестве непосредственных объектов административных правонарушений законодательства о выборах и референдумах выступают следующие:
1) подсчет голосов и определение итогов голосования;
2) ознакомление гражданина со списком избирателей;
3) необходимость исполнения решения избирательной комиссии;
4) сбор и представление сведений об избирателях;
5) опубликование в средствах массовой информации материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
6) осуществление наблюдения за ходом избирательной кампании;
7) отношения между зарегистрированным кандидатом (доверенным лицом, членом избирательной комиссии) с одной стороны и его работодателем – с другой;
8) проведение предвыборной агитации;
9) финансирование избирательной кампании;
10) использование государственным или муниципальным служащим преимуществ своего должностного или служебного положения;
11) обеспечение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
12) нравственные ценности.
Среди проанализированных обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения избирательного законодательства: место, время, способ, неоднократность (системность), повторность, правонарушение может быть длящимся или продолжаемым, в некоторых случаях имеет значение наступление вредных последствий проступка. Объективную сторону некоторых административных правонарушений могут образовывать как действия, так и бездействие. Признак времени совершения правонарушения имеет решающее значение, поскольку нарушения избирательных прав законодатель прямо связывает с определенными этапами избирательной кампании. Так, например, ст. 5.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, а ст. 5.49 КоАП РФ – за проведение лотерей или тотализаторов в период избирательной кампании.[2]
КоАП РФ предусматривает административную ответственность специальных субъектов, таких как председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средств массовой информации, работодатели и т.д.
Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.
Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме наступает независимо от формы умысла. Ни в одной из статей Кодекса, устанавливающих ответственность в рассматриваемой области законодательства, форма вины прямо не указывается в качестве квалифицирующего признака субъективной стороны административных правонарушений.
Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. В статьях 5.1–5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъекты административных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Это могут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума, привлекающихся как общие субъекты административного правонарушения. Нормы КоАП предусматривают и специальных субъектов, когда при анализе правонарушения, оценивается и их специальный правовой статус – среди индивидуальных субъектов можно выделить таких лиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективных субъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться как юридические лица, анализируется статус – избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, кредитные организации.
1.2 Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения.
Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являются общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания.
Информация о работе Правонарушения, посягающие на права граждан