Правонарушения, посягающие на права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе научной и нормативной литературы дать общую характеристику правонарушений, посягающих на права граждан.
Указанная цель предопределяет решение ряда задач:
- изучение и анализ нормативно-правовых источников;
- анализ научной и учебной литературы;
- ознакомление с правоприменительной практикой и др.

Содержание

Введение

1.Нарушение законодательства о выборах и свободе совести,

свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. ………. 2
1.1.Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

1.2. Правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения. ………. 9

2.Нарушения административного законодательства о труде и о несовершеннолетних. ………………………………………………… 14

2.1. Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда…………………………………………………………….. 14

2.2. Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних…………………………………. 16

3.Адинистративное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях…………………………………… 21

4. Нарушение административного законодательства о социальных и экономических правах граждан……………………………………… 27

4.1. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан………………………………………………………………. 27

4.2. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан…………………………………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение трех дней со дня получения таких сведений они обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.[10]

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, предпринимает меры по устройству ребенка. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью орган опеки и попечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти в сфере образования для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).

Протоколы об административных правонарушениях составляют органы внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также вправе составлять члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Согласно СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 ГПК РФ. Дела рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.

Статьей 126/1 СК РФ предусмотрено, что посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти при выполнении возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей, деятельность которых осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории России установлен Правительством РФ.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в нарушении порядка усыновления (удочерения), передачи несовершеннолетнего под опеку (попечительство) или в приемную семью, установленного как нормами СК РФ, так и иными нормативными правовыми актами PФ. Данное правонарушение представляет собой как совершение определенных действий, например торговлю информацией о детях, подлежащих усыновлению и т.д., так и бездействие, например непредставление документов, подтверждающих отказ российских граждан от усыновления ребенка и т.д.

Субъектами правонарушения по данной статье могут быть как граждане России, так и иностранные граждане; должностные лица, работающие в учреждениях, где находятся или воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, располагающие информацией о таких детях; работники органов исполнительной власти и граждане, которые занимаются посреднической деятельностью в этой сфере.

 

3. Административное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании.

 

Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2485). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;[11]

4) демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Исходя из конституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст. 5.38, являются права и свободы граждан.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а) воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование ее проведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названных составов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечет административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей Кодекса.

Воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершено действием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции или представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения для проведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т.п.[12]

Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов. Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяние совершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые служат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того или иного публичного мероприятия.

Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

 


4. Нарушение административного законодательства о социальных и экономических правах граждан.

 

4.1 Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан.

 

Гарантией реализации права на информацию выступает норма статьи 24 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Информация о работе Правонарушения, посягающие на права граждан