Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:04, реферат
Особого внимания заслуживает вопрос об обеспечении верховенства и реальности Конституции в федеративном государстве, каким является Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами действуют конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Вполне естественно, что в таких условиях необходим механизм, который стоял бы на страже обеспечения единства правового пространства страны и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской Федерации.
Введение стр. 3
1. Задачи и понятие. стр. 4
2. Формы и субъекты.
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ;
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ;
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ;
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции РФ;
2.5 Самоохрана Конституции;
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ;
3. Вопросы на современном этапе развития РФ. стр. 15
4. Заключение. стр. 18
5. Литература. стр. 18
Реферат на тему: «Правовая
охрана Конституции Российской Федерации,
содержание и форма конституционного
контроля».
Содержание:
Правовая охрана Конституции РФ:
Введение стр. 3
1. Задачи и понятие. стр. 4
2. Формы и субъекты.
2.1 Значение института
президентства в правовой
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ;
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ;
2.4 Место Уполномоченного
по правам человека в
2.5 Самоохрана Конституции;
2.6 Конституционная
3. Вопросы на современном этапе развития РФ. стр. 15
4. Заключение. стр. 18
5. Литература. стр. 18
Введение
Становление
Российской Федерации как демократического
правового государства
Характеристика Российского государства как демократического и правового включает, прежде всего, конституционное ограничение пределов усмотрения государственных институтов, функционирование государственного механизма на основе принципов народовластия и разделения властей, а также введение в государственно-правовую систему институтов, нацеленных на разрешение, предотвращение указанных выше противоречий.
Особого внимания
заслуживает вопрос об обеспечении
верховенства и реальности Конституции
в федеративном государстве, каким
является Россия. Как известно, в
нашем государстве наряду с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами
и иными правовыми актами действуют
конституции (уставы), законы и иные
правовые акты субъектов Федерации.
Вполне естественно, что в таких
условиях необходим механизм, который
стоял бы на страже обеспечения единства
правового пространства страны и
гарантировал бы соблюдение установленной
иерархии правовых актов, на вершине
которой стоит Конституция
Особая роль
в обеспечении режима конституционной
законности в Российской Федерации
принадлежит правовой охране Конституции
РФ. Именно эффективная охрана Конституции
РФ может и должна обеспечить точное
и последовательное проведение ее в
жизнь, усиление ее роли как основного
правового и политического
Задачи и понятие
Термин "правовая
охрана конституции" применяется
в научной литературе давно. В
советской государственно-
Правовая
охрана конституции рассматривается
в широком и узком смысле. Первое
– это охрана конституции всеми
отраслями права. Второе – это
специально-конституционные
Таким образом,
правовая охрана Конституции — комплекс
специальных юридических мер, призванных
обеспечить надлежащую реализацию конституционных
норм, утвердить (или восстановить в
случае нарушения) режим конституционной
законности. В более широком смысле
под правовой охраной конституции
понимают создание необходимых условий,
развитие соответствующих гарантий,
совершенствование
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ;
2) деятельность
федерального Конституционного
Суда как специализированного
органа конституционного
3) деятельность
иных государственных органов,
прежде всего органов
4) Кроме того,
правовая охрана Конституции
осуществляется посредством:
В следующих главах, учитывая характер и содержание деятельности субъектов правовой охраны Конституции РФ, мы более полно раскроем основные формы данной охраны.
Формы и субъекты
Значение института
Президент РФ
как гарант федеральной Конституции,
наделен прерогативами по защите
конституционного строя, прав и свобод
человека и гражданина, осуществлению
мер по охране суверенитета РФ, ее независимости
и государственной целостности,
обеспечению согласованного функционирования
органов государственной
Президент РФ
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, определяет основные направления
внешней и внутренней политики государства,
которые затем реализуются в
соответствующих законах и
Обобщив практику
осуществления Президентом
Именно поэтому в первом Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д. Медведев счел необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни, целей и ценностей нашего общества, закрепленных в Конституции России и благодаря этому прямо влияющих на все аспекты внутренней и внешней политики. Это решающая роль Конституции в становлении российской демократии, значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда, это дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы и реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений, укрепление международной законности. Предложенная Президентом Медведевым конституционная реформа нацелена на реализацию потенциала Конституции. В конце своего Послания Федеральному собранию Президент Российской Федерации заверил, что "Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития. И мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного Закона." .
Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ:
Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей правосудия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 125-127 Конституции РФ).
Из перечисленных
судебных органов особо следует
выделить Конституционный Суд РФ,
который занимает одно из важнейших
мест в системе охраны Конституции
РФ. Он распространяется на все органы
законодательной и
Хотя в
Конституции прямо не указывается
на осуществление контрольных
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", разрешая дело, вправе не применять закон в следующих случаях:
- когда суд
придет к выводу, что федеральный
закон, действовавший на
- когда суд
придет к убеждению, что
- когда закон
либо иной нормативный
По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. "а" и "б" ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона, которая существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п. "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.