Правовая охрана Конституции Российской Федерации, содержание и форма конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Особого внимания заслуживает вопрос об обеспечении верховенства и реальности Конституции в федеративном государстве, каким является Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами действуют конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Вполне естественно, что в таких условиях необходим механизм, который стоял бы на страже обеспечения единства правового пространства страны и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской Федерации.

Содержание

Введение стр. 3
1. Задачи и понятие. стр. 4
2. Формы и субъекты.
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ;
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ;
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ;
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции РФ;
2.5 Самоохрана Конституции;
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ;
3. Вопросы на современном этапе развития РФ. стр. 15
4. Заключение. стр. 18
5. Литература. стр. 18

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 48.85 Кб (Скачать документ)

Предложенная  Президентом Медведевым конституционная  реформа нацелена на реализацию потенциала Конституции, и она должна стать  предметом обсуждения. Было бы ошибкой, ссылаясь на финансовый кризис, внешние  вызовы, необходимость модернизации, свернуть обсуждение, к которому ответственная  часть общества готова.

В этой связи  хочется рассмотреть предложенные "уточняющие поправки", которые "дают дополнительный ресурс для стабильного  функционирования институтов власти".

В послании мы услышали о реабилитации ключевой для конституционной реформы 1990-1993 годов идеи парламентского контроля за деятельностью Правительства например, заслушивание ежегодного отчета Правительства, согласие парламента на назначение не только Премьера, но и членов "малого кабинета", каким сегодня является Президиум Правительства, а также постановка вопроса об их отставке, осуществление парламентского контроля за расходованием средств государственной казны. В эпоху финансового кризиса мы видим ровно обратное - делегирование Госдумой Правительству своего единственного серьезного конституционного полномочия - контроля за расходованием бюджета и управления бюджетным процессом (пусть, как заверяют, это мера временного характера). Но то, что Правительству вменяется отчитываться по поставленным парламентом вопросам - небольшой, но шаг вперед в развитии сложившейся формы правления.

Что касается главной из поправок: идее увеличить  сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно, то здесь  мнения разделились. Одни считаются, что  нет ничего страшного в корректировке  положений Конституции, касающихся политической системы РФ. Стабильным в Конституции должен быть правовой режим граждан, защита прав и свобод, фундаментальные основы строя, права  собственности, суд - эти вещи не должны подвергаться коррективам. Устройство же политической системы при всей важности все-таки носит вторичный характер. Другие считают, что оставался один нормальный механизм - выборы; он должен быть регулярно, как часы, задействован раз в 4 года. Увеличивая срок в полтора раза, мы сокращаем частоту задействования этого механизма и соответствующего тренинга гражданской ответственности народа ровно в полтора раза. Это многовато для демократического правового государства.

Но, несмотря на вносимые в конституцию корректировки, Конституция по-прежнему является фундаментом  системы права. Выступая ядром, фундаментом  системы права, Конституция действует  не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная  часть и центральное звено, главный  структурообразующий элемент системы  права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется  и в том, что она устанавливает  исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли  права и законодательства как  базовый источник.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что система  охраны Конституции РФ еще находится  в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение  такой системы свидетельствует  о повышении роли Конституции  в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование  всем гражданам России и не допустить  возврата к тоталитаризму.

 

Литература

 

1. "Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) //, - М.: "Собрание законодательства  РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Федеральный  конституционный закон от 26.02.97 №  1-ФКЗ "Об Уполномоченном по  правам человека в Российской  Федерации" М.: "Собрание законодательства  РФ", 03.03.1997, № 9, ст. 1011.

3. Федеральный  конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве  Российской Федерации" (одобрен  СФ ФС РФ 14.05.1997) – М.: "Собрание  законодательства РФ", 22.12.1997, №  51, ст. 5712.

4. Федеральный  конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном  суде Российской Федерации" (одобрен  СФ ФС РФ 12.07.1994) – М.: "Собрание  законодательства РФ", 25.07.1994, №  13, ст. 1447.

5. Федеральный  закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов российской федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) – М.: "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

6. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах  применения судами конституции  российской федерации при осуществлении  правосудия", Государственная власть  и местное самоуправление, 2005, №  5.

7. Государственное  право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1996. с. 7.

12. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с.66-70.

11. Коллизионное  право: учебное и научно-практическое  пособие/ Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд-е г-на Тихомирова, 2000, с.251-252.

9. Колосова  Н.М. Конституционная ответственность  - самостоятельный вид юридической  ответственности.// Государство и  право. - 1997. - № 2. - С.86 - 91.

8. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1999, с. 29-43.

10. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002., с. 34-50.

13. Румянцев  О.Г. "Конституция: курс на пересмотр", "ЭЖ-Юрист", 2008, № 45.

 


Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации, содержание и форма конституционного контроля