Автор работы: V*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:19, курсовая работа
На данный момент ведется множество дискуссий о правовом положении некоммерческих организаций. В совокупности с возникающими правоприменительными проблемами по данному вопросу, они определяют проблему понимания некоммерческих организаций как актуальную для современного гражданского права. С точки зрения практической значимости основная проблема в понимании изучаемого объекта состоит в том, что необходимо изучать не только совокупность норм о юридических лицах, но и используя нормы других институтов гражданского права. В этом смысле исключительно актуальной и разносторонней по проблематике является проблема права собственности и иных вещных прав некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ 5
1.1 ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 5
1.2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 9
2. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ 13
2.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 13
2.2. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
3. УВЕЛИЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ: СПОСОБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
1. НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 22
2. ЛИТЕРАТУРА: 23
Федеральное
государственное
образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра Гражданского права
Курсовая работа на тему:
«Правовое положение учреждений»
Выполнил: студент
группы Ю-2-1
Исмаилов Исмаил Шапурович
Руководитель:
Беседкина Наталья Ивановна
Москва 2011
Содержание
В современном гражданском праве особое место занимает такой субъект гражданско-правовых отношений как некоммерческие организаций. Отличие этого типа юридических лиц от коммерческих организаций заключается в том, что их основной целью не является извлечение прибыли. Некоммерческие организации могут быть участниками гражданско-правовых отношений, но только в целях, указанных в документах, регламентирующих их деятельность, уставных документах.
На данный момент ведется множество дискуссий о правовом положении некоммерческих организаций. В совокупности с возникающими правоприменительными проблемами по данному вопросу, они определяют проблему понимания некоммерческих организаций как актуальную для современного гражданского права. С точки зрения практической значимости основная проблема в понимании изучаемого объекта состоит в том, что необходимо изучать не только совокупность норм о юридических лицах, но и используя нормы других институтов гражданского права. В этом смысле исключительно актуальной и разносторонней по проблематике является проблема права собственности и иных вещных прав некоммерческих организаций.
В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица - учреждения. Тем не менее учреждение, как и прежде, довольно распространенный субъект гражданского оборота и включает в себя органы государственной власти и управления, суд, прокуратуру, республиканские, городские, районные больницы, поликлиники, образовательные учреждения, библиотеки, музеи, театры и др.
Основные
положения об учреждениях даны в
Гражданском кодексе РФ,а
Надо сказать, что в правовой литературе уже появились некоторые исследовательские работы, касающиеся правового положения юридических лиц являющихся некоммерческими организациями. Наибольший интерес, конечно же представляют работы, основанные на сравнительном исследовании норм действующего законодательства и существовавшего ранее, а также правоприменительная практика по данным вопросам. Этим отличаются публикации А.Н.Степанова, Н.В.Козловой, Г.Б.Леоновой. Основные положения работ данных авторов, а также мнения других правоведов в контексте рассматриваемых проблем получили в данной работе достойную оценку и краткое освещение.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 2000 г., употребляется другой юридический термин - бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 БК РФ). Бюджетными же учреждениями являются наделенные государственной или муниципальной собственностью на праве оперативного управления, но не являющиеся федеральными казенными предприятиями.
Государственными (бюджетными) учреждениями являются государственные федеральные министерства, поликлиники, школы, некоторые виды воинских образований и т.д. Правительство Российской Федерации не является юридическим лицом. Правительства некоторых субъектов федерации, например, Правительство г. Москвы, имеют статус юридического лица и являются государственными учреждениями.
Отличаются от подавляющего большинства юридических лиц учреждения тем, что имущество их не принадлежит им на праве собственности, а используются другие ограниченные вещные права, такие как право хозяйственного ведения и оперативного управления. В отдельных же случаях (об этом речь пойдет далее) учреждение может быть субъектом и другого вещного права. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе определены их виды, круг субъектов, имеющих возможность установить такое вещное право, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Не предусмотренные законом вещные права не могут быть установлены.
В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в зависимости от профиля будущего учреждения и целей его деятельности в законе и иных правовых актах может быть определенно, на базе какой собственности может быть создан конкретный вид учреждения. Так, только государственная собственность лежит в основе органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. 1
Финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации учреждения, созданные в государственной системе органов социальной защиты населения: специальные дома-интернаты (специальные отделения) для престарелых и инвалидов, учреждения службы медико-социальной экспертизы, учреждения для лиц без определенного места жительства и занятий (дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы и т. д.). Решение о создании подобных учреждений принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно с учетом потребностей.
Частные собственники обладают правами на создание учреждения, однако это вызывает необходимость в частном финансировании и обеспечении деятельности, поэтому с целью минимизации рисков финансирование большинства учреждений осуществляется из государственных средств и средств местных резервов. Допускается и совместное финансирование различными собственниками (п. 1 ст. 29 Закона «О музеях»)2, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 4 Закона «Об образовании»).
Финансирование учреждения может быть как полным, так и частичным. Включении возможности частичного финансирования, скорее всего происходит с целью обеспечения возможности для учреждений проводить самообеспечение, т.е заниматься деятельностью по извлечению прибыли. Об этом свидетельствует и норма о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью (п. 2. ст. 298 ГК). При этом в Гражданском кодексе не установлен минимальный объем финансирования учреждений собственником. Именно из-за того, что "зарабатывание" может поставить под угрозу основные цели деятельности учреждения, органы государства находятся на полном финансировании собственника. Применительно к этого рода деятельности "организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности"3.
Отсутствие регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законах «Об образовании» (п. 1 ст. 41) и «О высшем образовании» (п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. В таких случаях учредители данной организации участвуют лишь в формирование уставного капитала для начала функционирования данного учреждения, однако они не несут никаких обязательств по дальнейшему финансированию деятельности учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения, если рассматривать учреждение именно как юридическое лицо, осуществляющее конкретные функции, а не как организационно-правовую форму.
Логичным было бы зафиксировать в гражданском законодательстве нормы минимального размера уставного капитала и финансирования собственником, при нарушении которых учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»)4.
Деятельность учреждения осуществляется за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Мингосимущество России.
Учреждение, как и любой другой полноправный субъект гражданско-правовых отношений, ведет свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» к учредительным документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Для учреждений, созданных на базе федеральной собственности, от имени собственника (государства) выступают уполномоченные им органы. Предшествуют же этому постановления Правительства России о создании учреждения (в этом акте содержатся указания соответствующим государственным органам по его реализации)5 или об утверждении устава (положения) уже существующего учреждения6 либо указ Президента России7.
Для
обеспечения равенства
В содержании устава наряду с выполнением общих требований (п. 1 ст.3 Закона «О некоммерческих организациях») определяется источник финансирования, правовой режим имущества, его целевое назначение, права собственника в отношении принадлежащего учреждению имущества, функции учреждения, а также наличие или отсутствие у учреждения права на самостоятельную хозяйственную деятельность.
Для некоторых видов учреждений характерно то, что финансирующие их лица могут не являться учредителями данных организаций. Например, создание государственных музеев может осуществляться лишь на основании актов Правительства России независимо от бюджета, являющегося источником финансирования (ст. 29 Закона «О музеях»).