Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей нормативного регулирования правоотношений по защите прав потребителей, и выделение особенностей судебной защиты прав потребителей.
Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи:
1) указать источники правового регулирования института защиты прав потребителей;
2) раскрыть понятие и сущность судебной защиты прав потребителя;
3) проанализировать применение норм защиты прав потребителей на основании договора бытового подряда.
Введение……………………………………………...…………………………...3
1. Правовое регулирование института защиты прав потребителей………...…5
2. Порядок судебной защиты прав потребителей ……………………….........12
З. Применение норм о защите прав потребителей на примере договора бытового подряда………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы………………………………………………...…………….36
Оглавление
Введение……………………………………………...……
1. Правовое регулирование института защиты прав потребителей………...…5
2. Порядок судебной
защиты прав потребителей ……………
З. Применение
норм о защите прав потребителей на
примере договора бытового подряда……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Решение этой проблемы на современном этапе требует формирования механизмов, вырабатывающих нужное для экономики поведение людей. В первую очередь речь идет о создании нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей. Законодательство в этом направлении показывает достаточно последовательное развитие. Активно формируются институты гражданского общества (общественные объединения и организации), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в сфере потребления.
Тем не менее, активный индивид сегодня имеет возможность самостоятельно отстаивать и защищать свои права всеми не запрещенными законодательством способами. И сфера потребления не должна стать исключением. Поэтому знание правовых актов о защите прав потребителей необходимо всем гражданам РФ.
Актуальность проведенного исследования состоит в том, что в повседневной жизни любое физическое лицо многократно является участником правоотношений ремонт квартиры, прачечная, химчистка, ремонт и пошив одежды, ремонт бытовой техники, совершает сделки по купле-продаже товара и другие.
Объектом исследования курсовой работы выступает институт защиты прав потребителей.
Предметом исследования является порядок судебной защиты по делам о защите прав потребителей.
Целью работы является изучение особенностей нормативного регулирования правоотношений по защите прав потребителей, и выделение особенностей судебной защиты прав потребителей.
Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи:
1) указать источники
правового регулирования
2) раскрыть понятие и сущность судебной защиты прав потребителя;
3) проанализировать
применение норм защиты прав
потребителей на основании
Теоретическую основу исследования составляют научные труды, посвященные проблеме договора бытового подряда в гражданском праве. Анализ основных положений договора бытового подряда в гражданском праве России предопределил необходимость изучения научных работ Мищенко Е.А., Брагинского М.И., Витрянского В.В. и других.
Нормативной базой исследования явились положения Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», Постановления Пленума Верховного Суда.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования, в частности сравнительно-правовой.
Курсовая состоит из трех параграфов. Первый параграф работы рассматривает вопросы правового регулирования института защит прав потребителей; второй параграф посвящен анализу процедуры судебной защиты прав потребителя; третий параграф ставит своей целью изучение проблем применения норм о защите прав потребителей на примере договора бытового подряда.
1. Правовое регулирование института защиты прав потребителей
Законодательство о
защите прав потребителей - это совокупность
разноотраслевых нормативных
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.
Поскольку в отношениях между потребителями и их контрагентами речь идет об обязательственных правоотношениях, то объектами правоотношений с участием потребителей являются действия участников соответствующих договоров (розничной купли-продажи, бытового подряда, возмездного оказания услуг и пр.)1.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сообразно этому можно выделить группы отношений, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей:
1. имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Это отношения гражданско-правовые, наиболее многочисленные в потребительской сфере;
2. публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов РФ, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг;
3. местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей;
4. общественно-правовые (корпоративные) - в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами).
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (абз. 7 разд. II разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»)2.
Законодательством о защите прав потребителей
не регулируются также отношения
между гражданами и органами, выполняющими
в соответствии с законодательством
возложенные на них государственно-властные
или административно-
1. возникающие при осуществлении судом правосудия;
2. возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (так как в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-13 нотариат в РФ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ). Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим количеством нормативных актов, основными являются следующие:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)4.
По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей).
2) Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который является специальным законом по отношению к ГК РФ.
Данный Закон регулирует в числе прочих отношения по договору розничной купли-продажи и бытового подряда, не урегулированные ГК РФ, конкретизирует соответствующие нормы, содержащиеся в ГК РФ. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускают это, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает иные правила по сравнению с правилами ГК РФ, например правило о возмещении убытков в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона).
Кроме того, Закон «О защите прав потребителей»:
1. регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2. устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений (например, договоры перевозки, энергоснабжения) помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ, к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (абз. 6 разд. III разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»)5.
Важным источником правового регулирования отношений с участием потребителей является Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие:
1. при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2. при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
3. при оценке соответствия обязательным техническим регламентам.
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»6 определяет требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых товаров.
По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»7, а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»8.
Пленум Верховного Суда РФ указал, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, возникающих между гражданами, вступившими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, однако проблема до сих пор законодательно не урегулирована.
Гражданско-правовая регламентация отношений с участием потребителей не может быть сведена исключительно к регулированию этих вопросов в ГК РФ, Законе «О защите прав потребителей», принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах и правовых актах. Согласно п. 2 ст. 1, ст. ст. 5, 6, 8 и др. ГК РФ регулирование гражданско-правовых отношений наряду с правовыми нормами осуществляется также договором, обычаями делового оборота, а также исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
К источникам регулирования отношений с участием потребителей можно отнести также и подзаконные нормативные акты. При этом нельзя забывать и о том, что ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает положений о том, что регулирование отношений в области защиты прав потребителей может осуществляться нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Информация о работе Правовое регулирование института защиты прав потребителей