Правовое регулирование института защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение особенностей нормативного регулирования правоотношений по защите прав потребителей, и выделение особенностей судебной защиты прав потребителей.
Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи:
1) указать источники правового регулирования института защиты прав потребителей;
2) раскрыть понятие и сущность судебной защиты прав потребителя;
3) проанализировать применение норм защиты прав потребителей на основании договора бытового подряда.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………………...3
1. Правовое регулирование института защиты прав потребителей………...…5
2. Порядок судебной защиты прав потребителей ……………………….........12
З. Применение норм о защите прав потребителей на примере договора бытового подряда………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы………………………………………………...…………….36

Работа состоит из  1 файл

Защита прав потребителей 56.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

В случае ненадлежащего  выполнения или невыполнения работы заказчик может также воспользоваться  правами, предоставленными покупателю по договору розничной купли-продажи (ст. 739 ГК РФ).

В частности, ГК РФ распространяет на отношения бытового подряда правила розничной купли-продажи о последствиях продажи товара ненадлежащего качества (ст. 503 ГК РФ), возмещении разницы в цене (ст. 504 ГК РФ), об обязанности продавца исполнить договор в натуре несмотря на уплату убытков и неустойки (ст. 505 ГК РФ). Однако данные положения должны применяться с учетом специфики подрядной работы и ее результата. Например, под заменой недоброкачественного товара следует понимать повторное безвозмездное выполнение работы. При сдаче работы подрядчик обязан сообщить заказчику о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных отрицательных последствиях несоблюдения этих требований. Невыполнение этой обязанности дает заказчику право на возмещение убытков. Если несообщение информации повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу заказчика либо третьих лиц, подрядчик должен возместить его в соответствии с нормами § 3 гл. 59 ГК РФ. Для бытового подряда предусмотрены особенности последствий неявки заказчика за результатом работы. В отличие от общей нормы п. 6 ст. 720 ГК РФ специальное правило ст. 738 ГК РФ закрепляет право подрядчика продать результат работы только по истечении 2 месяцев со дня письменного предупреждения заказчика о необходимости его получения. Регламентация порядка и последствий отказа заказчика от договора бытового подряда также обусловлена необходимостью дополнительной защиты слабой стороны — потребителя (п. 2 ст. 731 ГК РФ). Заказчик по обычному подрядному обязательству, как и заказчик по договору бытового подряда, имеет право расторгнуть его в одностороннем порядке. Но для бытового подряда предусмотрены две особенности.

Во-первых, в то время  как общая норма о подряде  признает за заказчиком такое право  как диспозитивное, в отношении бытового подряда действует правило, согласно которому условия договора, лишающие заказчика права отказаться от договора, признаются ничтожными.

Во-вторых, размер убытков, причиненных отказом от обычного договора подряда, ограничивается разницей между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за исполненную работу; размер убытков, причиненных отказом от договора бытового подряда, ограничивается расходами, произведенными подрядчиком для исполнения договора, если они не входят в выплачиваемую часть договорной цены.

Таким образом, до заключения договора подрядчик обязан предоставить необходимую и достоверную информацию о работе, цене, форме оплаты, а также сообщить но просьбе заказчика другие сведения. При нарушении этой обязанности заказчик вправе требовать расторжения договора без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков (ст. 732 ГК РФ) На охрану имущественных интересов заказчика направлены нормы п. 2 ст. 733 ГК РФ о недопустимости изменения после заключения договора цены предоставленного подрядчиком материала (что особенно актуально при постоянном повышении потребительских цен и длительном сроке действия подрядного договора) и ст. 735 ГК РФ, не допускающая заключения договора по цене выше установленной или регулируемой соответствующими государственными органами. Если заказчик, не знающий о наличии предельной цены или вынужденный согласиться с более высокой ценой, заключит договор на таких условиях, он имеет право обратиться в суд с требованием о признании этого условия договора ничтожным (п. 1 ст. 16 Закона о защите нрав потребителей).

Если исполнитель утратил  или испортил материал потребителя, он обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом и по желанию  потребителя изготовить новое изделие.

В настоящее время договоры на оказание услуг и выполнение работ широко используются в повседневной жизни. Вопрос о критериях разграничения категорий «работ» и «услуг», как предмета договорных отношений, на протяжении долгого времени остается дискуссионным. Наиболее распространенной является точка зрения о необходимости разделять договоры, об оказании услуг от договоров о выполнении работ. Однако немало ученых считают, что подобное деление достаточно условно и на практике провести грань между работами и услугами достаточно сложно17. На наш взгляд, следует согласиться с мнениями ученых о возможности выработки и применении единых норм для договоров об оказании услуг и выполнении работ.

  Если обратиться  к ГК РСФСР 1922 и 1964 гг., главы о договоре подряда были предназначены для одновременного регулирования и договоров о выполнении работ и об оказании услуг. Современный ГК Российской Федерации, впервые выделив в главе 39 в качестве отдельного типа договор возмездного оказания услуг, вместе с тем не дал определения услуг и критерия отграничения их от работ. Более того, глава о возмездном оказании услуг располагается после главы, посвященной договору подряда, и возможность в определенных случаях применять положения о подряде прямо предусмотрена в ст. 783 ГК РФ. Применение единых правил для работ и услуг предусматривается также некоторыми правовыми актами. Например, Закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в главе 3 содержит общие нормы, применимые и к договорам об оказании услуг и о выполнении работ. Поэтому особенности публичных договоров, направленных на выполнение работ и оказание услуг, думается, правомерно рассматривать как единый вид публичных договоров.

Договор бытового подряда из всех договоров подряда  наиболее близок по своей природе  к обязательствам по оказанию услуг. Поэтому положения о договоре бытового подряда подлежат применению при заключении договора на возмездное оказание услуг, когда организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, оказывает гражданину услугу, предназначенную удовлетворять его бытовые или другие личные потребности.

В соответствии с действующим ГК РФ договор бытового подряда рассматривается как отдельный вид договора подряда. Однако до недавнего времени в ГК РСФСР 1964 г. этот договор назывался бытовым заказом и рассматривался как один из договоров по обслуживанию граждан. В соответствии со ст. 730 современного ГК РФ бытовым подрядом является договор, по которому подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Договор бытового подряда является публичным договором.

Необходимость особого регулирования бытового подряда вызвана рядом особенностей данного договора, прежде всего его субъектным составом и целью заключения договора.

 Е.А. Мищенко  указывает, что, учитывая, что  целью распространения режима  публичного договора на отдельные  виды договоров является защита менее защищенной в организационно-правовом отношении стороны, в договоре следовало бы расширить субъектный состав данного договора. Гражданин как лицо, наиболее уязвимое в правовых отношениях, возникающих при заключении договора бытового подряда, безусловно, нуждается в дополнительных гарантиях своих прав, поскольку с другой стороны ему противостоит профессиональный подрядчик, как правило, имеющий больше возможностей обеспечить себя квалифицированной правовой помощью. Вместе с тем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заказывающий выполнение определенных работ у организации для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, также выступают в качестве потребителей, которые хотя и являются профессионалами в своей сфере деятельности, но не обладают всей полнотой информации в сфере подрядных работ. Следовательно, эти лица, так же как и граждане, должны иметь право пользоваться дополнительными правами и гарантиями, предоставляемыми в рамках договора бытового подряда, если целью заказываемых работ является удовлетворение нужд, не связанных с использованием результата работ в предпринимательских целях.

 Условия и цена на одинаковые работы должны устанавливаться равными для всех потребителей, за исключением тех, кто пользуется на основании закона и других правовых актов льготами.

Интересы заказчика  в этой области защищаются ст. 735 ГК, в соответствии с которой цена работы в договоре бытового подряда  определяется соглашением сторон и  не может быть выше устанавливаемой  или регулируемой соответствующими государственными органами. При этом особенностью бытового подряда является то, что в отличие от многих других договоров цена выполняемых работ является существенным условием, отсутствие которого влечет признание договора незаключенным.

Порядок оплаты работ, установленный ст. 735 ГК РФ, также направлен на создание дополнительных гарантий для потребителей. По общему правилу работа должна оплачиваться заказчиком после принятия им ее результата. Оплата при заключении договора или путем выдачи аванса возможна только с согласия заказчика. Таким образом, подрядчик не имеет права требовать предварительной оплаты за выполняемые работы.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации.

Довольно часто  договоры бытового характера заключаются  путем присоединения к разработанным  формулярам. В таком случае, наряду с нормами о публичном договоре, на него будут распространяться нормы о договоре присоединения (ст. 428 ГК).

На практике многие граждане, желая сэкономить деньги, обращаются к лицам, де-факто  выполняющим подрядные работы, но де-юре не имеющим статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, а стало быть, права выполнения соответствующих работ. В таком случае договор не будет квалифицироваться как договор подряда в смысле ст. 730 ГК РФ и гражданин не вправе будет претендовать на предусмотренные законодательством гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что защита прав потребителей осуществляется судом.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены  по выбору истца, предъявляются в  суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации  вытекает из деятельности ее филиала  или представительства, он может  быть предъявлен в суд по месту  нахождения ее филиала или представительства.

 Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы); а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

 Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит важнейший с точки зрения защиты прав граждан вообще и потребителей в частности принцип судебной защиты их прав. Являясь самостоятельными субъектами товарно-денежных отношений, предприниматели и потребители не состоят друг с другом в административной или иной подчиненности. Отношения между предпринимателями и потребителями строятся на принципах признания равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

 Специфическое регулирование защиты прав потребителей осуществляется в первую очередь, конечно же, Законом РФ «О защите прав потребителей».

 Анализируя применение норм института о защите прав потребителей к договору бытового подряда, изменение после заключения договора бытового подряда цены предоставленного подрядчиком материала не влечет перерасчета. Если работа выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка материала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде. В соответствии со ст.735 ГК РФ цена работы в договоре определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

В-шестых, при определении момента перехода права собственности на материал, предоставляемый подрядчиком для  производства работ, применяется правило, согласно которому заказчик становится собственником материала при заключении договора независимо от сроков оплаты этого материала.

ГК  РФ устанавливает дополнительные гарантии прав заказчика. Прежде всего, заказчик имеет право отказаться от оплаты всякого рода дополнительных по отношению к договору бытового подряда работ (или услуг), которые могут быть навязаны подрядчиком при заключении договора. Это корреспондирует с п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которому потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата сумм, оплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг. Следовательно, подрядчик может оказывать платные дополнительные услуги лишь по просьбе заказчика либо при его согласии, в противном случае оказание дополнительных услуг должно носить безвозмездный характер. Важной гарантией прав заказчика является то, что заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от договора бытового подряда.

 Таким образом, правильное применение норм права о защите прав потребителей является важнейшей гарантией стабильного развития гражданских правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

          

           Нормативные акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. – 2009. – № 7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая): [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Государственной Думой  ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ: принят Государственной Думой  23 октября 2002 года по состоянию на 01 сентября 2012 года № 351-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – № 89.
  4. О техническом регулировании [Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ по состоянию на 03.12.2012 года № 242-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – № 16.
  5. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ по состоянию на 14.06.2012г.] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 2. -  Ст. 170.
  6. О защите прав потребителей [Закон от 07.02.1992 № 2300-1 по состоянию на 28.07.2012 года № 282-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – № 4.
  7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [(утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 по состоянию на 02.10.2012 г.] // Российская газета. – 2012. – № 14.
  8. Правила продажи товаров по образцам [Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 по состоянию на 04.10.2012 г. Об утверждении Правил продажи товаров по образцам] // Российская газета. -  №147. - 1997.
  9. Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами  [Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 по состоянию на 04.10.2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1998. -  № 24. - Ст. 2733.
  10. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации  [Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 по состоянию на 01.01.2013  г.] // Собрание законодательства РФ.  – 2012.  - № 16.  
  11. Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. -  № 4. - 2012.
  12. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 по состоянию на 06.02.2007 г.] // Российская газета. -  №. -  29. - 1995.

Информация о работе Правовое регулирование института защиты прав потребителей