Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей нормативного регулирования правоотношений по защите прав потребителей, и выделение особенностей судебной защиты прав потребителей.
Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи:
1) указать источники правового регулирования института защиты прав потребителей;
2) раскрыть понятие и сущность судебной защиты прав потребителя;
3) проанализировать применение норм защиты прав потребителей на основании договора бытового подряда.
Введение……………………………………………...…………………………...3
1. Правовое регулирование института защиты прав потребителей………...…5
2. Порядок судебной защиты прав потребителей ……………………….........12
З. Применение норм о защите прав потребителей на примере договора бытового подряда………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы………………………………………………...…………….36
Согласно ст. 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ уполномочено утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров. К числу первых могут быть отнесены, например, Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 9189, и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 56910. В данных Правилах предусматриваются особенности заключения и исполнения договоров, определяемые сферой их применения.
Наиболее важное и широкое применение имеют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 5511.
Таким образом, обширная правовое регулирование института защиты прав потребителей, играет особую роль в развитии гражданско-правовых отношений, ведь каждый день участниками гражданского оборота совершаются договора купли-продажи, бытового подряда и многие другие, реализуя которые, важно соблюсти права потребителей.
2. Порядок судебной защиты прав потребителей
Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, простотой, доступностью и демократичностью.
С учетом накопленного исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного, совершенно естественно, что правоотношения потребителей основаны на приоритете интересов потребителей над желаниями и устремлениями их контрагентов - продавцов (изготовителей, исполнителей) товаров и услуг. Простой и удобный порядок защиты прав потребителей в суде является важнейшей гарантией соблюдения прав и интересов граждан на потребительском рынке.
Помимо процессуальных особенностей разрешения подобных дел необходимо отметить некоторые проблемы доказывания, существующие в правоприменительной практике в делах о защите прав потребителей. Появление этих особенностей связано, прежде всего, с неоднозначным толкованием положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и бесконечным спором вокруг определения круга правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
Правом на обращение в суд за защитой потребителей согласно ст. ст. 17, 44 - 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. ст. 3, 34, 45, 46, 48 ГПК обладают:
1. сам потребитель;
2. представитель потребителя;
3. органы местного самоуправления (их соответствующие структуры);
4. общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы);
5. уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и подп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченные органы по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины без каких-либо ограничений, в том числе при заявлении требований о компенсации морального вреда, причиненного нарушением этих прав.
Положительным моментом в защите прав потребителей является альтернативная подсудность таких исков. В силу п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ч. 7 ст. 29 ГПК иски по делам о защите прав потребителей предъявляются в суд:
1. по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - по месту его жительства;
2. по месту жительства или пребывания истца;
3. по месту заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
При обращении в суд с исковым заявлением необходимо учитывать, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, однако по ряду споров данной категории действующее законодательство такой порядок предусматривает (например, ст. 797 ГК РФ, ст. 120 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»12. Несоблюдение этого требования в указанных случаях влечет возвращение искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, если срок на предъявление претензии не истек.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При обнаружении потребителем продажи ему товара ненадлежащего качества он должен определить, достижения каких требований он будет добиваться от продавца. В соответствии со ст. 18 этого Закона РФ потребитель вправе по своему выбору требовать от продавца выполнения следующих действий:
1. замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
2. замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
4. соразмерного уменьшения покупной цены.
Также в этом случае потребитель
вправе отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать
Предметом доказывания в гражданских делах о защите прав потребителей потребитель должен:
1) доказать факт приобретения
товара в соответствующем
2) подтвердить ненадлежащее
3) подтвердить факт
обращения в магазин с
В судебном процессе подлежат доказыванию:
1) факт отказа руководителем
или иным должностным лицом
торгового места произвести
2) наличие гарантийного срока (срока годности) для этого товара;
3) дата уведомления
потребителем продавца о
4) наличие понесенных
потребителем убытков
5) иные обстоятельства в
Распределяя обязанности по предмету доказывания, по общему правилу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ13 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и др.). Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию, выделяются специальные. Обязанность доказывания может быть законодателем переложена на одну из сторон. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 и п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», когда Закон допускает возможность освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, бремя доказывания отсутствия вины лежит на продавце (изготовителе, исполнителе). Однако в тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.
Для подтверждения предмета
доказывания следует
1. документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается обязанность доказать, что товар был куплен именно в этом торговом месте. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли-продажи, квитанция, транспортная накладная;
2. заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;
3. заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах14;
4. претензия потребителя ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;
5. ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, составляет один месяц;
6. доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.
Закон «О защите прав потребителей» не обязывает производителей и продавцов давать гарантию на товары - они это вправе сделать по своему усмотрению. Так же обстоит дело и со сроком гарантии: если изготовитель и (или) продавец устанавливает гарантийный срок, то самостоятельно определяет его продолжительность.
В то же время независимо от срока гарантии и ее наличия покупатель имеет полное право предъявлять претензии по качеству товара, если дефекты обнаружатся в разумный срок в пределах двух лет после приобретения вещи (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
Так что защита прав в любом случае гарантирована законом.
В соответствии со статьей 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:
в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;
потребитель не был
При определении разумного
При определении размера
Если требование
потребителя не было
Суд в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона вправе освободить исполнителя от ответственности за полную либо частичную утрату (повреждение) принятого от потребителя материала (вещи) только в случаях, если он предупреждал потребителя об особых свойствах этого материала (вещи), которые могут повлечь его утрату или повреждение, либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).
Разрешения спор, возникший
в связи с утратой или
С учетом взаимосвязанных
Информация о работе Правовое регулирование института защиты прав потребителей