Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:50, контрольная работа
В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти до потребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при смене владельца проходят процедуру приемки.
Введение
1. Основные понятия и значение приемки товаров
2. Субъекты отношений
3. Приемка товаров
4. Порядок приемки товаров
5. Сроки приемки товаров
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия и значение
приемки товаров……………………………....
2. Субъекты отношений………………………………………………………
3. Приемка товаров…………………………………………………….……
4. Порядок приемки товаров…………………………………..………………….
5. Сроки приемки товаров…………………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………..
Введение
В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти до потребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при смене владельца проходят процедуру приемки.
Процедура приемки товара до сих пор нормально не отрегулирована. Отсутствует кодифицированный акт, устанавливающий правоотношения сторон в этой области. Существующее множество нормативных правовых документов либо затрагивают данную тему частично, поверхностно, либо вообще не отвечают современным реалиям и нуждаются в коренной переработке. Положение усугубляется тем, что и здесь действует принцип свободы договора, чем стороны нередко злоупотребляют, перегружая договор подчас абсолютно ненужными положениями. Что касается приемки товаров, данная процедура е носит чисто формальный характер. Это процесс трудоемкий, требующий затрат времени, сил, необходимых знаний. Оттого как проведена приемка, нередко зависит дальнейшее благополучие сторон. Вовремя и грамотно выявленные недостача или несоответствие качества товара помогут в дальнейшем избежать сложных процедур доказывания.
1. Основные понятия и значение приемки товаров
В процессе деятельности любой коммерческой организации наряду с множеством проводимых операций осуществляется постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов. Поэтому основной задачей на этом этапе является организация приемки получаемых материальных ценностей, проверки их количества и качественного состояния. Приемка товаров является видом правовой деятельности, согласующимся с соответствующими правилами, и организуется руководством с привлечением квалифицированных специалистов. Не последнее место среди них занимает юрист фирмы, который может дать правовую оценку действиям, осуществлять контроль за соблюдением установленных требований, пресекать нарушения закона. Лицо, представляющее интересы принимающей товар стороны, должно обладать существенным багажом знаний и умело использовать его в целях процветания организации, в том числе и при приемке товара.
Товар является основным объектом коммерческого права. В научной литературе товар определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Однако не каждый объект имущественных отношений может быть товаром. Как отметил Пугинский Б.И. «Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительскую стоимость, то есть способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, то есть свойство обмениваться на другие товары»1.
Шершеневич Г.Ф. отметил двоякое значение термина «товар» - «В широком смысле под товаром понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд. В узком смысле товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам»2. Однако, Шершеневич Г.Ф. относит к объектам коммерческого права только товар, обозначенный в узком смысле.
Определения понятия «товар» содержится в ряде законов. В частности, в соответствии с п.1. ч.1 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Данная трактовка носит расширенное толкование объекта, относящегося более к предпринимательскому праву, нежели к коммерческим отношениям. Гражданский кодекс вообще не дает нам определение понятия «товар», однако по существу отождествляет это понятие с понятием «вещь». Согласно п.1 ст.455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил оборотоспособности. Статья 38 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. В Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» данный термин активно используется, однако здесь не дается его определение.
Анализируя нормативные источники, регулирующие торговые отношения, можно сделать вывод, что товар как объект торгового оборота представляет собой имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.
Не все имущество может быть товаром в торговом обороте. Не является товаром в коммерческом праве недвижимое имущество, так как сделки с недвижимостью не относятся к сделкам, обычно совершаемым собственником, а носят разовый характер. Они характеризуются особой сложностью совершения: требуют заключения в квалифицированной письменной форме, а также государственной регистрации. Коммерческие сделки требуют оперативного порядка оформления и заключаются в упрощенной форме. Кроме того, как указывает Андреева Л.В., «Коммерческое право изучает отношения, связанные с продвижением товаров на рынке, что не относится к недвижимости»3. Также в соответствии с Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года не является товарами в коммерческом обороте товаров товары, приобретаемые для личного, семейного или домашнего использования, суда водного и воздушного транспорта, фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотные документы и деньги. Не являются объектом торгового права, следовательно, и товаром, оказание услуг и выполнение работ. Такой же точки зрения придерживаются такие теоретики, как Пугинский Б.И., Андреева Л.В. В частности Андреева Л.В. считает, что «…самостоятельными объектами коммерческого права работы и услуги не являются, а изучаются коммерческим правом в связи с осуществлением коммерческой деятельности»4.
Следующее понятие, которое необходимо рассмотреть в работе, является понятие «приемка товара». В отличие от предыдущего понятия процедура по проведению приемки товара подробно регулируется.
Приемка – вид правовой деятельности, целями которого являются проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров, выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества для возмещения потерь за счет виновных лиц.
Принятие товара в силу указаний п.1 ст.454 ГК РФ относится к числу основных обязанностей покупателя по договору купли-продажи. Пункт 2 ст.513 ГК РФ обязывает покупателя при принятии товара проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота. Кроме того, в ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает обязанность коммерческих организаций провести приемку товаров. К примеру, на основании ст.909 и ст.911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны провести проверку и определить их количество и внешнее состояние. В зависимости от того, кто производит передачу товара, принято различать:
В зависимости от вида приемки различают субъектов по договору поставки либо субъектов транспортного обязательства. Когда мы говорим о субъектах приемки и экспертизы товаров, подразумеваем довольно обширный круг лиц, в который входят не только стороны по договору купли-продажи, договору поставки, но и иные лица, участвующие в данной процедуре. Таким образом, можно выделить:
Стороны договора – это, как правило, продавец (поставщик) и покупатель (получатель), ведущие коммерческую деятельность. В Гражданском Кодексе дан исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций. Так в соответствии с п.2 ст.50 коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, государство может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд. Некоммерческие организации также могут участвовать в торговом обороте, но ограничено. Так организации могут приобретать необходимые ресурсы, продавать производимые ими изделия, следовательно, быть стороной приемки товаров, только в соответствии с уставными целями деятельности. Некоммерческие организации не имеют право заключать договоры поставки в качестве поставщиков; при реализации товаров могут заключать лишь договоры купли-продажи. Стороной по договору может быть и индивидуальный предприниматель, право которого закреплено Конституцией РФ. Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В п. 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности таких лиц применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
Стороной по договору поставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежит лицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Для получения лицензии необходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическую личность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатой установленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам. Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдаче лицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.
Иным является правовой статус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входят самостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупные железнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, специальные транспортные службы).
Помимо сторон в приемке товаров участвуют и другие лица, в частности, представители общественности организации-получателя, представитель другого предприятия. В качестве представителей общественности не могут выделяться руководители предприятий и их заместители, материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей. Инструкция №6-П устанавливает, что представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц. Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия - получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Лица, осуществляющие приемку, обязаны строго соблюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
За подписание акта о приемке, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.
3. Источники правового регулирования приемки товаров
Ситуация, сложившаяся
в отношении правового
Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»6. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.