Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:50, контрольная работа
В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти до потребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при смене владельца проходят процедуру приемки.
Введение
1. Основные понятия и значение приемки товаров
2. Субъекты отношений
3. Приемка товаров
4. Порядок приемки товаров
5. Сроки приемки товаров
Список использованной литературы
Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»7. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»8
Помимо порядка приемки
товаров вышеперечисленные
Несмотря на якобы отлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего приемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.
4. Порядок приемки товаров
В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров9. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:
Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:
В-третьих, в зависимости от типа:
При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видом приемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.
Как отмечалось ранее, законом
установлена обязанность покупа
Как правовая процедура фактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.10
Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:
В части количества на этом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.
Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемка осуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки.
В части качества на первом этапе проверяется соблюдение обеспечительных мер по сохранности груза (наличие на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяется наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза от повреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживался ли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.
По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.
2) Второй этап связан с дальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач или повреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товара собирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству в комиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только в случае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное не предусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которыми не могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается из другой организации либо направляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия о вызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.
Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).
Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) - проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.
В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.
5. Сроки приемки товаров
Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.
В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:
1) в момент получения товара от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а также для товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;
2) одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;
3) не позднее 24 часов с момента получения продукции – для скоропортящихся товаров;
4) не позднее 30 дней с момента поступления товара на склад получателя в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукции производственно-технического назначения;
5) не позднее 60 дней в указанных районах – для промышленных товаров народного потребления;
6) не позднее 40 дней в указанных районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.
При приемке по качеству действуют следующие сроки:
1) не позднее 20 дней - при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
2) не позднее 10 дней - при одногородней поставке, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя;
3) не позднее 30 дней - в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза для продукции производственно - технического назначения, а для скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя.
4) не позднее 60 дней - в указанных районах для промышленных товаров народного потребления, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.
5) проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемого товара;